«Кто мы, если не татары?» Эта фраза всемирно известного татарского ученого и богослова Шигабутдина Марджани уже давно стала своеобразным кредо татар-мусульман. Знание родного языка вкупе со знанием норм и предписаний религии предков негласно считалось обязательным для каждого кто относит себя к татарской нации и мусульманской умме.
Это привело к складыванию уникальной, в целом, ситуации, когда религиозная принадлежность стала прочно ассоциироваться с этнической, а слова «татарин» и «мусульманин» стали синонимами для подавляющего большинства населения страны.
Не так давно на пленуме ДУМ РТ было принято решение, которое, в определенной степени можно считать историческим - аксакалы и религиозные исламские деятели Татарстана поддержали инициативу муфтия РТ, предложившего ввести правило, согласно которому пятничные проповеди в мечетях Татарстана будут вестись только на татарском языке.
Аргумент – незавидное положение татарского языка в республике, где он, к слову, является вторым государственным. Как заявил директор Центра изучения Священного Корана и Пречистой Сунны Фарид хазрат Салман, на прошедшем недавно круглом столе, посвященном мусульманской терминологии в современном татарском языке, татарский язык находится в очень тяжелом положении.
- Неоднократное изменение алфавита и графики татарского языка стало причиной отрыва нескольких поколений татарского народа от своей национальной основы. Подобная ситуация способствует росту неграмотности и дальнейшему отрыву от национальных корней и ведет к потере языка, - заявил богослов.
Решение, единогласно поддержанное представителями мусульманского сообщества РТ, в то же время, попало под огонь критики ряда общественных деятелей, как в республике, так и за ее пределами.
С критикой в адрес этого решения выступил и ряд имамов, к слову, являющихся татарами. Среди них и имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов, выступивший с обращением, в котором призвал, не «чинить препятствий к Вечной жизни», читая проповеди на татарском языке тем, кто его не знает и не «толкать» прихожан в объятия миссионеров или сект.
В очередной раз оговоримся, что решение, принятое на пленуме ДУМ РТ касалось лишь одной из частей пятничной проповеди – вагаза, той самой части, которая не является обязательным условием пятничной молитвы и читается во всем мире на родном языке. Темы вагазов могут быть самыми разными, однако, зачастую, имамы пытаются уместить в те 30-35 минут наиболее яркие и запоминающиеся наставления, чтобы хоть как-то напомнить прихожанам, многие из которых в мечети не появятся до следующей пятницы, о самом главном, что есть в их жизни.
Люди, молодежь сегодня отошли от своих истоков, несколько поколений сегодня потеряли наши национальные и духовные ценности. Из-з этого духовного обнищания наш народ теряет самое главное – богатство культуры, истории, традиций – основные позиции, необходимые для воспитания будущих поколений, - считает Абдулхамид хазрат Зинатуллин, имам-мухтасиб Зеленодольского района.
- То, что мы сегодня, не зная языка, не можем пользоваться нашим богословским наследием, которое хранится в библиотеках и музеях - в этом трагедия нашего народа. Если мы сегодня не возьмемся за сохранение культуры и языка, то мы столкнемся с такими проблемами, что следующие поколения будут нас проклинать за то, что мы, имея необходимые материальные условия, не смогли сохранить свою культуру. Наша республика должна достойно нести свое название и назначение как духовный и религиозный центр. Москва и другие большие города – там другая ситуация, другое мышление. Это очень многонациональный город, сложная территория, где вести проповедь на татарском очень проблематично. Я бывал в московских мечетях, там ведь бабаев-татар не осталось, сегодня их место заняла молодежь, причем, зачастую, из других стран. Татары как национальность теряются, их там не видно. Поэтому, кому там читать проповедь на татарском? Нам же пока удается сохранять татарскую идентичность, поэтому мы нашу ценность – язык, можем сохранить.
- Имамы, делающие подобные заявления, как правило, и сами слабо владеют татарским языком, - считает Марат Марданшин, имам-мухтасиб Ютазинского р-на РТ и директор медресе «Фанис», - у нас мало в татароязычном сообществе имамов, которые могут вести проповеди на татарском языке. И второе, это же ведь Москва. Москва живет своей жизнью. В условиях Москвы такое решение, наверное, трудновыполнимо, а для Татарстана – вполне реальная вещь. Мы принимаем решения по Татарстану, которые необходимы именно у нас. Наши решения – это наши решения».
По мнению Римзиля Валеева, известного татарстанского публициста и общественного деятеля, московскую мечеть можно понять.
«Очень много приезжих из Дагестана, да и мечеть восстанавливалась на деньги Сулеймана Керимова. Эта ситуация сохранится. Однако, если вспомнить, то первые съезды мусульман, проходившие в 1905 и в 1917 гг. в доме Асадуллаевых были организованы именно татарскими мусульманами, но в наши как мы видим, ситуация изменилась в корне. Московским имамам приходится быть более гибкими, так как необходимо налаживать контакты с представителями всех имеющихся этнических групп, в частности, с чеченцами, как сообществом, от которого поступает больше всего садака. Татаризировать их, конечно, сложная задача.
Да, ислам не особенно признает национальные различия, но в то же время, нужно помнить, что татарская история неразрывно связана с исламом, а российский ислам развивался под сильным влиянием татарских просветителей. Быть мусульманином сегодня – это значит быть просвещенным.
В наши дни в условиях Москвы необходим дифференцированный подход, считает Римзиль Валеев.
- Полагаю, что высказанные в статье идеи по искоренению татарского языка муфтий Москвы смог воплотить в подведомственных ему мечетях, - считает первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Батров.
- Однако делать следующий шаг - учить мусульман Татарстана, как им строить свою религиозную жизнь - считаю излишним. Для этого надо знать ситуацию изнутри. У нас есть свои аксакалы, своим пленум, чьим единодушным решением мы и руководствуемся. Ильдара хазрата же приглашаю в Татарстан, чтобы поближе познакомиться с жизнью мусульман.
Islam-Today