«О, молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен (физически и материально) вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, пусть постится, потому что так он сможет подавить вожделение» (привёл Аль-Бухари, 5065-9/112 (в книге «Фатх аль-Барий»), а также Муслим, 1400).
В Священном Коране сказано: «Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (Св. Коран, 24:32). Посланник Господа Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Кому Всевышний даст возможность найти благочестивую спутницу жизни, тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть человек страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, но человек обязан будет проявить силу воли и набожность]».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не раз указывал на причину побуждения к заключению брака – стремление уберечь от совершения греховного глазами и половыми органами. Создание семьи через заключение мусульманского брака (никаха), как исполнение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), влечет за собой ряд важных социальных последствий.
Во-первых, это продолжение человеческого рода. Во-вторых, с созданием семьи исчезает вопрос физиологических потребностей. К тому же супруги обретают душевное спокойствие, гармонию и теплоту, одновременно укрепляя свою веру во Всевышнего. Заключение брака влечёт уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве, а для женщин – забот о материальном обеспечении.
Удовлетворение особых эмоциональных потребностей возможно только в условиях семейной жизни. Во многом именно благодаря браку человек может сопротивляться своему нафсу, страстям, выполняя обязанности, обучая и направляя супругу и детей на путь Всевышнего. Если в светском обществе достаточно регистрации брака в ЗАГСе, то для мусульман большее значение имеет никах. О том, как создается мусульманская семья, что такое махр и для чего нужны свидетели, рассказывали в стенах главной мечети татарстанской столицы – в Кул Шарифе.
Никах предваряется периодом сватовства и помолвки. Родители девушки не отказывают достойному человеку, который просит руки их дочери. Затем следуют помолвка и сговор, они зачастую объединяются в один ритуал обмена роднящихся сторон подношениями и застолья с родственниками.
Никах обычно читается в мечети, но зачастую у татар духовное лицо приглашают заключить брак молодых в доме невесты. Стоит отметить, что обязательно присутствие опекуна невесты (отца или родственника-мужчины) и двух свидетелей-мужчин. Вначале будущие супруги произносят шахаду, после чего жених и невеста выражают свое желание вступить в брак, что подкрепляется согласием опекуна девушки. Также должна быть оговорена сумма махра. Путевки не могут быть махром, если только дело не идет о Хадже.
Денежный эквивалент махра устанавливает сама невеста. Девушка должна принимать во внимание финансовые возможности жениха. В случае, если будущая жена отказываться от махра, то мужчина должен выплатить ей минимальный установленный размер махра. Стоит отметить, что у некоторых народов, исповедующих ислам, пока жених не выплатит всю сумму махра, он может видеть жену только раз в неделю.
Особое место в никахе занимает брачная проповедь, которая читается имамом мечети, ведущим церемонию бракосочетания. Начинается проповедь с восхваления Аллаха, произнесения шахады, «салавата» (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности. Желательно, чтобы имам рассказал молодым об их правах и обязанностях в браке, о важности семьи и умении прислушиваться друг к другу. Это служит своеобразным наставлением и руководством к действию.
После никаха обязательно следует праздничное застолье. Во главе стола сажают жениха и невесту Рядом с невестой располагаются родители жениха и свидетель, около жениха — родители невесты и другой свидетель. С правой стороны стола — родственники жениха, с левой — невесты. После того, как соберутся все гости, хозяин дома приглашает всех к столу. Сначала гостей знакомят друг с другом. Завершающим этапом свадьбы является переезд жены в дом мужа и свадебные застолья у родственников жениха. Встречают невесту, соблюдая обычаи: под ноги молодой стелят вывернутую шубу или подушку (чтобы жилось спокойно и хорошо, чтобы был мягкий нра), руки ее погружают в муку, угощают свежеиспеченным хлебом и медом, преподносят в собственность какую-нибудь живность, показывают дорогу к роднику.
Ильмира Гафиятуллина, Казань