«Татарская цивилизация дала миру великую архитектуру… Мое дело научить студентов языку, на котором говорит татарская архитектурная традиция, а уж как они воспользуются этим знанием – время покажет»…
Теория национального в татарской архитектуре будоражила ум профессора КГАСУ, ученого, архитектора Нияза Халитова до самых последних дней его жизни. В августе этого года он ушёл из жизни. Сегодня, в день его рождения, в Музее исламской культуры прошёл вечер памяти Нияза Халитова, в котором приняли участие его родственники, коллеги, ученики и все те, кто внимательно следил за его творчеством и научными изысканиями.
Нияз Халитов – ученый-архитектор, профессор КГАСУ, научно обосновавший существование «татарской архитектуры». Он внёс большой вклад в историю татарской культуры и архитектуры. Именно он смог сделать «расшифровку» легенды художественного образа башни Сююмбике и Спасской башни Казанского Кремля и их оформления, легенды художественного образа, стиля и архитектурно декоративного решения храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Всю свою жизнь он неустанно работал над актуальной, востребованной проблемой – теорией национального в татарской архитектуре. В последние годы жизни Халитов трудился над Энциклопедией татарских архитектурных форм и стилей. Следующим этапом в его исследовательской деятельности должно было стать написание «Истории татарской архитектуры». К сожалению, этот фундаментальный труд ему уже не удалось закончить.
Будучи профессором кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ, Нияз Халитов ставил целью открыть для студентов богатый и экзотический мир исламской архитектуры и показать, что татарская культура является частью этого мира.
В 1990-ые годы Нияз Халитов работал заместителем директора музея-заповедника «Казанский Кремль» по научной работе. В это время по поручению первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева он стал курировать процесс по разработке перспективных планов развития, налаживания исследования в Казанском Кремле (реставрация, археология, история и т.д). Именно тогда Халитов концептуально обосновал право расположения мечети Кул Шариф там, где она сейчас находится, и право включения Казанского кремля в список всемирного наследия ЮНЕСКО, определив Казанский Кремль как «татарскую крепость, неоднократно реконструированную, но сохранившую при этом ряд принципиальных архитектурно градостроительных качеств».
В 2016 году в Татарском книжном издательстве вышла в свет его книга «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х и начала 1960-х годов». Неудивительно, что эта книга стала победителем авторитетного профессионального конкурса Ассоциации книгоиздателей России – «Лучшие книги года 2016».
Не так давно был выпущен альбом-монография под авторством Наили Альменовой-Халит «Татарский архитектурный орнамент». Это стало результатом её совместной работы с Ниязом Халитовым. Труд представляет собой краткую историю развития татарского архитектурного орнамента, начиная со средневекового времени и до сегодняшнего дня.
- Незадолго до своей смерти Нияз получил два диплома за дружбу, за продвижение идей дружбы между народами. Эта его мысль о том, что татарский и русский народы судьбой объединены, им нечего делить – прошла сквозь всю его жизнь. Хочется, чтобы эту идею услышали и перестали искать между нами различия, а жили в мире и согласии, - отметила Зумарра Халитова, мама архитектора. Стоит отметить, что Зумарра ханум сейчас готовить книгу о своём сыне, начиная с самого его рождения и заканчивая последними днями его плодотворной жизни, о тех событиях, которые произошло в его жизни и в жизни его большой семьи.
Ильмира Гафиятуллина, Казань