Пятый юбилейный форум "Ислам в мультикультурном мире" начал работу в столице Татарстана. Главное научное событие осени в исламоведческой академической среде собрало в стенах Казанского федерального университета ведущих специалистов со всего мира.
В открытии форума, который будет работать в Казани на протяжении двух дней приняли участие заместитель руководителя Аппарата Президента РТ, руководитель Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, профессор кафедры востоковедения и исламоведения ИМОИВ КФУ Айдар Хабутдинов, научный руководитель Института востоковедения РАН, директор НОЦ «Международный координационный центр «Islamica»» ИМОИиВ КФУ, член-корреспондент РАН Виталий Наумкин, заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, ректор Российского исламского института (г. Казань), доктор политических наук Рафик Мухаметшин и проректор по внешним связям Казанского федерального университета Линар Латыпов.
В этом году форум превратился в своеобразную деловую площадку, на которой выступают представители власти, экспертного сообщества, академических организаций и представители духовных управлений.
«Очень символично, что со стен на нас смотрят великие ученые, в том числе и Шигаб хазрат Марджани. Напротив здания находится памятник Габдулле Тукаю, единственный памятник, установленный в советское время, на котором было написано арабским шрифтом, и великий Тукай сказал 100 лет тому назад, что Казань – это тот город, от которого российские мусульмане ждут почина в своих делах, мыслях и трудах, и я надеюсь, что мы выполним завет Тукая», - сказал в приветственном слове модератор пленарного заседания Айдар Хабутдинов.
Ректор КФУ Ильшат Гафуров отметил, что Казанский университет определен в ряду 5-и университетов РФ как центр ответственности за реализацию программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама.
Основными задачами этй программы является выработка адекватного ответа на современные вызовы, связанные с необходимостью возрождения отечественных традиций мусульманского образования, а также, при посредничестве академического сообщества, выработка стандартов традиционного мусульманского образования.
По словам Ильшата Гафурова, сейчас уже идет наполнение этой программы конкретными научными дисциплинами, которые позволят привить слушателям этих курсов глубокое знание основ ислама и исламской культурной традиции. Без этого, считает ректор КФУ, достичь правильного понимания происходящих в мире процессов невозможно.
«Легко реализовывать проекты в области естественно-научного блока. Здесь проблем нет. Подходы к явлениям природы одинаковы во всем мире. Но как только мы связываемся с общественными науками, сразу сталкиваемся со множеством различных толкований одних и тех же процессов», - отметил Ильшат Гафуров.
Особую роль в этом играет Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования, руководство которым на себя взял всемирно известный исламовед Виталий Наумкин.
«Ресурсному центру очень мало лет. Если нашему университету более 210 лет, то ресурсному центру чуть больше года. И мы должны подготовить хорошую ресурсную базу, сайт, публикации и дальше разрабатывать программу и оказывать содействие становлению исламской академии, которая по указу Президента РФ будет создаваться на территории Болгар, где был принят ислам более 1000 лет назад».
Создание Булгарской исламской академии стало отдельной темой в выступлении руководитель Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева.
«Когда встречаются представители власти, духовной сферы, люди, занимающиеся практическими вопросами, это всегда создает условия для дальнейшей продуктивного практикоориентрованной работы», - начал свое выступление Александ Терентьев.
По словам Александра Терентьева, 21 мая 2016 г. в Болгаре, в день принятия Ислама Волжской Булгарией будет заложен первый камень в основание Булгарской академии, а 1 июля, в день обретения Казанской иконы Божьей матери будет заложен фундамент храма, который некогда стоял в составе Богородицкого монастыря.
"Невежество в любой форме, в любой сфере никогда не приносило хороших плодов, тем более, если говорить об исламе, где очень много течений, много тонкостей, и люди непосвященные могут поддаться любым «красивым» идеям, а, как правило, радикальные течения «упаковываются» красиво. Современное состояние религиозного образования и уровень подготовки священнослужителей не позволяет в полной мере справлять с теми вызовами, которые встают перед обществом. В этой связи перед нами стоит задача организации именно системной работы по развитию религиозного образования. Нам необходим крупный образовательный, культурно-просветительский центр, который будет способствовать консолидации российского мусульманского духовенства и авторитетных иностранных ученых в деле укрепления традиций традиционного для России ислама", - заявил заместитель руководителя Аппарата Президента РТ.
Этим центром должна стать Булгарская исламская академия, расположенная в исторически значимом месте, где в 922 году состоялось принятие ислама и где находилось авторитетнейшее образовательное учреждение того времени, где учились выходцы из Средней Азии, Арабского Востока, а татарское богословское наследие насчитывает более 68 000 общепризнанных богословских трактатов.
На протяжении столетий территория РТ являлась одним из центров мусульманского и православного религиозного образования и за последние 25 лет Татарстану, по словам Александра Терентьева, удалось вернуть себе этот статус.
В республике работает исламский университет, 9 медресе, сотни примечетских курсов, курсы переподготовки духовенства. КФУ, АН РТ, РИУ являются не только лидером востоковедческого образования, но становятся и важным методическим центром. В составе института МО действует ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования, экспертный совет, создан международный координационный центр «Islamica», возглавить который согласился Виталий Наумкин.
За последние 25 лет в республике в 47 раз увеличилось количество религиозных организаций. Только официальных мусульманских организации сегодня более 1400.
Но особенно важно, что есть понимание того, что религиозная сфера требует деликатного отношения и ежедневной системной работы.
Выступление Виталия Наумкина сместило дискурс заседния в сторону глобальных процессов, разворачивающихся на наших глазах.
Кризисные явления, наблюдаемые в странах Ближнего Востока, по мнению академика, носят общемировой характер. Прежде всего, это проявление "кризиса идентичности, обостренный в условиях бурной глобализации, и кризиса национальных государств, бывших основой мирового порядка в течение долгого времени, а теперь начинающих «трещать по швам», что заставляет говорить даже о пересмотре системы Сайкса-Пико, установившей границы государств БВ и Северной Африки после первой мировой войны.
В этих условиях, по мнению Виталия Наумкина, модель, которую представляет Татарстан, сегодня особенно востребована везде в исламском мире, в особенности на Ближнем Востоке, где большое количество прежде успешных государств включены в список т.н. failed states («несостоявшихся государств»).
«Я помню, какой была Сирия еще совсем недавно, какой она была безопасной и комфортной для совместного проживания людей различных конфессий и национальных меньшинств, - отметил Виталий Наумкин, - правда курдский вопрос всегда был проблемой, и он о себе еще заявит...»
Сегодня начинают тесно сотрудничать исламское образование и свесткая школа исламоведения.
«Очень хорошо, что в этом исламоведческом дискурсе участвуют как мусульмане, так и немусульмане… Почему это важно? Потому что для немусульман важно, чтобы вы, лучше вас, Татарстана, этого никто не сделает, показали немусульманам величие ислама, исламской науки, исламского наследия, которое искажается террористами и экстремистами».
Ислам – плюралистическая религия, в ней много направлений, но, к сожалению та нетерпимость и злоба, которую несут террористы, считающие, что те, кто не разделяет их взгляды подлежат уничтожению.
Здесь богословам очень важно разобраться в наследии предков и грамотно противостоять искажению вероучения, продолжает уеный.
«Недостаточно сказать, что ислам – мирная и хорошая религия. Это уже все сказали, и никто в этом не сомневается. Этого недостаточно. Нужны аргументы хорошо подготовленных людей. Например, в одной из 4-х школ суннизма ханбализме, есть несколько интерпретаторов, которые интерпретируют хадисы и фикх ибн Ханбала, в том духе, что неверующие подлежат уничтожению. И противостоять фундаментальным основам такого искаженного богословия очень важно с позиции образованных грамотных людей, что к сожалению, не всегда делается».
Спикер привел пример из сочинения имама Газали "Правильные весы", переведенного им на русский язык и изданного несколько лет назад.
"Я запомнил одну очень любопытную вещь. Представьте, это XI - XII век. Этот мыслитель писал, что человек, который ошибается в чем-то, в религиозном плане, сознательно - это одно, если он ошибается потому что не знает, но думает, что поступает правильно, это не значит, что он будет за это наказан Аллахом... Газали пишет, что в этом случае Аллах его вознаградит, так как он думает, что делает правильно, а если он знает и делает правильно, то у него будет двойное вознаграждение. Понимаете, столь свободолюбивые и толерантные мысли в XI веке если сопоставить, что говорят некоторые мусульманские богословы за рубежами нашей страны, в том числе и не входящие в ИГИЛ и другие подобные организации, то встает вопрос, почему через тысячу лет произошел разворот людей в сторону таких жестоких человеконенавистнических установок?"
Поэтому особоую роль сегодня играет модернизаторское, правильное и соответствующее современным реалиям понимание ислама.
Особое внимание ученый уделил тем нападкам, с которыми элиты и богословы ряда аравийских монархий обрушиваются на Россию за ту позицию, которую она занимает на ближневосточном политическом театре.
"На стратегическом форуме в Абу-Даби мне сказали, что Россия установила православно-шиитский союз, работая с Сирией и Ираном. О каком православно-шиитском союзе может идти речь, когда в нашей стране 20 млн мусульман, подавляющее большинство которых сунниты? Если говорить о православии, то 4 патриархата, которые старше Русской православной церкви (Александрийский, Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский), находятся в суннитских странах на Ближнем Востоке. Мы как раз связаны с этой часть ислама, который вообще неразделим. И сегодня это сектантское деление в исламе - это тоже очень страшно и противостоять этому нужно совместными усилиями исламских и светских ученых."
Ректор Российского исламского института, доктор политических наук Рафик Мухаметшин отметил, что казанский форум, казавшийся 5 лет назад "очень разношерстным", сегодня нашел свое лицо и стал самостоятельной научной площадкой, на которой обсуждаются актуальнейшие проблемы мусульманского сообщества.
Исламское образование, по словам ректора РИУ, изобилует большим количеством концептуальных аспектов, требующих совместного обсуждения.
"Буквально недавно мы в Петербурге обсуждали переспективы развития мусульманского образования. И нужно сказать, что разногласия есть даже в понимании термина "исламской образование". Это целая научная проблема. Когда мы говорим послевузовская система развития исламского образования, то возникает вопрос как его реализовать? С одной стороны, теология, наконец-то, стала научной дисциплиной. Скроее всего скоро появятся советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по мусульманской теологии, но, к сожалению, мы до сих пор не знаем, где методологическая основа теологии? Крайне важно обсуждать эти вопросы и выстроить эту систему можно только общими усилиями", - заявил Рафик Мухаметшин.
Следите за дальнейшей работой форума в материалах корреспондентов Islam-Today.ru
Islam-Today