«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Семейство Имрана, 3:110). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому организму: когда какой-то орган заболевает, все тело отзывается бессонницей и горячкой» (Сборник хадисов имама Муслим).
Сейчас, когда перед мусульманским обществом с каждым новым днем возникает все больше проблем и вызовов мирового масштаба, крайне важно показать сплоченность и единение уммы не только перед лицом опасности, но и в обычной, повседневной жизни. К сожалению, в современных реалиях мы являемся свидетелями того, как мусульмане одной страны обвиняют братьев и сестер по вере из других государств в неверии. Разногласия, корни которых лежат в политической сфере жизни, стали первопричиной разобщенности мусульманской уммы. А ведь наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неоднократно призывал мусульман к единству и солидарности: «Назвать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, ураза и садака?» На что сахабы ответили: «Да». После чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Добрые взаимоотношения, так как взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы» (хадис передал Тирмизи).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) постоянно напоминал мусульманам о том, что они являются опорой друг для друга: «Верующий для верующего словно здание, у которого одна часть укрепляет другую» (хадис передал Бухари). В другом хадисе говорится: «Поистине, шайтан отчаялся в том, что ему будут поклоняться мусульмане Аравии, но не в том, чтобы натравливать их друг на друга» (хадис передал Муслим).
Особая ответственность в плане единения всей мусульманской уммы ложится на плечи представителей молодого поколения. От того, насколько молодые мусульмане и мусульманки будут ответственно относится к изучению своей религии и нести ее на протяжении своей жизни, зависят не только отношения внутри уммы, но и восприятие мусульманского общества представителями других конфессий. Именно это и стало темой для очередной встречи мусульманского дискуссионного клуба в стенах Галеевской мечети.
В качестве экспертов выступили заместитель мухтасиба Чистопольского района Анас хазрат Шаязданов, имам-хатыйб мечети деревни Камышлы Кукморского района Радиф хазрат Тимергалиев и экскурсовод Дина Хабибуллина.
Всем участникам было предложено разбиться на группы по 3-4 человека и в соответствии с выбранной социальной ролью: молодая мама, студент(ка), представитель старшего поколения, бизнесмен. Так, в течение получаса юноши и девушки подготавливали проекты, призванные объединить мусульманскую умму. Особое внимание было уделено спортивной составляющей жизни человека и проблеме отсутствия специализированных учреждений, где соблюдающие мусульманки смогли бы подправить свое здоровье. В ходе обсуждения проектов, призванных объединить мусульманское общество, также встал вопрос отсутствия специалистов в той или иной сфере среди практикующих мусульман.
Отдельное внимание было уделено и соответствующему воспитанию подрастающего поколения. По мнению участницы группы, представляющей старшее поколение, крайне важно знать свою родословную и иметь перед своими глазами правильные образы отца и матери, расти в здоровом физически и нравственно обществе и помогать тем, кто нуждается в поддержке.
Как отметили эксперты, здесь особую роль играет получено религиозное образование.
- Мы наблюдаем печальную картину: отцы перестали ходить в мечеть на намаз со своими сыновьями. Эту практику надо вновь возродить. Да, первый раз ребенок будет играться, второй раз, но на третий, Инша Аллах, малыш встанет на намаз наравне со взрослым мусульманином. Отсюда начинается прививание религии и чувство сплоченности.
Необходимо также вновь вернуть институт наставничества не только в районных мечетях, но и в крупных мегаполисах. Чтобы каждый, кто придет в мечеть, знал и понимал, что ему не только помогут словом и делом, но и посодействуют в обретении веры.
Сам путь к единству мусульман лежит в нашем сердце и заключается в чувстве, которое должны жить в сердце каждого из нас. Это не красивые слова, не только добрые жесты, это, в первую очередь, то внутреннее чувство, которое зарождается внутри и привязывает нас друг к другу. Вот пока этого чувства в сердце каждого не будет, никакие призывы и попытки не помогут. Чувство, которое нас привязывает к Всевышнему, должно одновременно притягивать нас и к братьям по вере.
Сердце является основой всех поступков. Если в сердце мусульманина пустота, то никакие благие поступки ему не помогут.
Ильмира Гафиятуллина, Казань