"Наша дружба – лучший памятник нашим предкам". В Казани почтили память Имама Шамиля

«Если мужчина будет мужчиной, женщина будет женщиной!» Эти слова принадлежат человеку, родившемуся в 1797 году на территории современного Дагестана и объединившего большую часть народов Северного Кавказа. До сегодняшних дней он является примером подражания и уважения. Речь идёт об Имаме Шамиле, чьё имя известно не только по всему Кавказу, но связало две братских республики – Дагестан и Татарстан – на всю жизнь.

В память о личности Имама Шамиля в стенах Дома дружбы народов состоялось торжественное мероприятие, приуроченное к его дню рождения. В рамках вечера состоялась презентация о жизни Имама Шамиля, показ документального фильма, яркие, зажигательные творческие номера, а также прошло награждение победителей интернет-викторины. 

Конкурс-викторина проводилась в честь 222-летия со дня рождения Имама Шамиля, знакового человека в истории Кавказа, объединившего горские народы и защищавшего их права и свободы. В течение недели в официальном инстаграм-аккаунте дагестанской общины Татарстана выкладывались тематические «истории» с вопросами. Один день – один победитель. Главным условие было – правильно ответить на все вопросы первым.

Среди почётных гостей мероприятия был автор книг об Имаме Шамиле, заведующий кафедрой истории Дагестанского Исламского университета Мурадулла Дадаев, рассказавший собравшимся об интересных фактах из жизни Шамиля. Посетили вечер памяти Имама Шамиля и Абдула Ибрагимханов, Член Межведомственного совета по взаимодействию с дагестанским землячествами в регионах Российской Федерации и за рубежом при министерстве по национальной политике Республики Дагестан, Ирек Шарипов, Директор Дома дружбы народов Татарстана, депутат госсовета РТ.

Вопреки распространённым стереотипам, Имам Шамиль никогда не был врагом России. Он был патриотом Дагестана, Чечни, Кавказа в целом, а впоследствии – верноподданным и другом России. Как отметил один из выступающих в своём докладе, «для всех российских народов есть одна общая задача, долг – установить и строить мир, добрососедство и дружбу в отношениях между народами».

- Мирный, благополучный Кавказ, не потерявший свою самобытную красоту и достоинство, но обретший друзей, братьев, добрых соседей, соотечественников, нужен всем народам России. А величие и достоинство России важно для Кавказа, которым просто уже нельзя жить друг без друга. Наша дружба – лучший памятник нашим предкам и Имаму Шамилю, - уверен Магомед Хайрулаев.

Для татарского народа имя Шамиля не является чем-то чуждым и незнакомым. Достаточно вспомнить один факт – женитьбу сына Имама Шамиля Мухаммед-Шафи на дочери купца первой гильдии Ибрагима Апакова. Сейчас в доме, в котором они жили, расположился литературный музей Габдуллы Тукая.

Дом Шамиля является яркой достопримечательностью Старо-Татарской слободы, памятником архитектуры и объектом культурного наследия республиканского значения. Особняк для Ибрагима Апакова, почётного потомственного гражданина Казани, купца первой гильдии, миллионера, был построен в 1863 году и представлял собой двухэтажное здание на Екатерининской улице у Юнусовской площади.

В 1884 году единственная дочь купца Апакова Бибимарьямбану была в 18-летнем возрасте выдана замуж за 45-летнего генерала Мухаммед-Шафи Шамиля, четвёртого сына великого Имама Шамиля. В связи с этим каменный двухэтажный дом с прилегающими одноэтажным флигелем, хозяйскими постройками и садиком был передан им в качестве свадебного подарка. Однако это вовсе не тот дом, который с лёгкой руки казанской прессы впоследствии стали именовать «домом Шамиля».

Существующее сегодня здание под номером 74 на улице имени Тукая — это реконструкция старого дома, даже по большей части новая постройка 1903 года. Это удостоверяют заметка в «Казанском телеграфе», окладные книги тех лет, фиксировавшие взимавшийся налог на недвижимость. Хотя в историю это здание вошло как «дом Шамиля», во всех сохранившихся документах, оставшихся после купца Апакова, оно числится принадлежащим «госпоже Шамиль».

- Пожалуй, казанский период был самым спокойным и благополучным в жизни Мухаммед-Шафи. Приехал он сюда уже в чине генерал-майора. Интеллигентный и красивый 43-летний генерал, недавно ставший вдовцом, быстро завоевал симпатии казанского высшего общества. Своим обликом он скорее напоминал европейца, чем горца. Безукоризненно одетый, в пенсне, с бородой — таким он предстал перед казанской публикой. И только рыжеватая борода, которую все горцы красили хной, выдавала в нём сведущему человеку сына гор. Никто из современников не оставил воспоминаний, где и как пересеклись пути генерал-майора и недавней выпускницы одной из казанских женских гимназий.

К слову, купец Ибрагим Апаков понимал, что гордость зятя-генерала, свойственная жителям Кавказа, не позволит брать, а тем более просить деньги у тестя. Поэтому со свойственной ему чуткостью и прозорливостью он часть домов по купчей (налог с продажи был ниже налога с наследства) оформил на Бибимарьямбану. Зятю же тактично предложил начать совместное торговое дело. Для этого на первом этаже семинарии на Воскресенской улице был открыт магазин по торговле товарами для ученья и сопутствующими товарами. Однако татарский купец скоропостижно скончался и на этом, почти не начавшись, коммерческая деятельность Мухаммеда-Шафи завершилась.

В это же время в Казань приезжает единственный сын Мухаммеда-Шафи от второго брака — Мухаммед-Загид, которого Казань со временем узнаёт как издателя и редактора журнала «Тарбия-атфаль», составителя библиографии татарской книги.

Семья Мухаммад-Шафи и Бибимарьямбану пополнилась двумя дочерями Фатима-Захра и Нафисат. Нафисат назвали честь тёти, любимой дочери Имама Шамиля. Бибимарьямбану по-русски говорила чисто, почти без всякого акцента. Мухаммед-Шафи также прекрасно говорил по-русски, а по-татарски изъяснялся неплохо. Бибимарьямбану ярко выраженных пристрастий не имела, а вот Мухаммед-Шафи ещё с детских лет очень любил лошадей: временами в конюшне усадьбы Шамиля их насчитывалось до 18 разных пород.

Мухаммед-Шафи хотя и врос, можно сказать, корнями в российскую землю, из всех других мест для лечения и отдыха предпочитал Кисловодск. Туда он ездил почти ежегодно на разные по длительности сроки. Так было и в 1906 году. Но, прибыв в Кисловодск и прожив там несколько дней, он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Исполняя законы Ислама, похоронили его в тот же день до захода солнца на мусульманском кладбище в 30 километрах от города. На тот момент было ему 66 лет.

Вдова Бибимарьямбану вскоре уезжает с дочерями в Санкт-Петербург. Усадьбу с домом, являвшуюся украшением Старо-Татарской слободы, она продаёт преуспевающему 25-летнему купцу 2-й гильдии Валиулле Ибрагимову, ставшему впоследствии «конфетным королём» Казани.

В Санкт-Петербурге приобретается небольшой, но добротный дом. Появляются новые знакомые и друзья. Среди них и выпускник Петербургского железнодорожного института Мухаммед-Али (Махач) Дахадаев, ставший впоследствии видным революционером. Этот 32-летний красивый горец предлагает руку и сердце 25-летней старшей дочери Мухамед-Шафи Фатимазухре. Свадьба состоялась осенью 1912 года в Санкт-Петербурге. У них родился сын Адиль.

Потомков Ибрагима Апакова ни в Казани, ни в Санкт-Петербурге нет. Следы семьи госпожи Шамиль затерялись. В Казани память сохранило лишь одно название — «дом Шамиля».

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle