"Наивное искусство", или волшебный мир татарского шамаиля

Мир шамаилей всегда был загадочен и многолик. Он поражал своей глубиной, витиеватостью форм, используемых мастером-каллиграфом, и одновременной простотой, даже народностью, которая так привлекает сегодня искушённых зрителей. Чтобы постигнуть этот вид искусства необязательно заниматься этим с самого детства. Хотя, безусловно, есть маститые профессионалы, идущие к этому с ранних лет. А вот Рустам Мухаметзянов окунулся в мир шамаиля сравнительно недавно. Свои работы он представил на открывшейся сегодня в Галерее татарского шамаиля экспозиции «Волшебный мир».

Рустам Мухаметзянов получил медицинское образование, однако свою жизнь связал с фотографией, журналистикой, отдал много лет области кино и фотоискусства. Именно он стоял у истоков зарождения современной художественной фотографии Татарстана, а его работы можно было видеть на многочисленных выставках не только регионального, но и мирового уровня.

Лишь в 90-ые года во время одной из экспедиций фотограф постиг искусство шамаиля. Только тогда, вдохновившись народным искусством, Мухаметзянов начинает серию живописных полотен, посвящённых исламской тематике.

Интересно, что экспрессивность и выразительность изобразительного языка, доминирующего над текстом,  самодостаточность образов, материалы исполнения приближают его работы («Великий Булгар», «Райский сад», Сура «аль-Фатиха», «Коран») к стилю народного лубка (вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов - прим.ред.).

У каждого художника есть свой уникальный стиль, неповторяемый никем и являющийся его особенной чертой. Для Рустама Мухаметзянова это стало гармоничное сочетание живописной техники с традициями народного исламского искусства, что позволяет назвать его работы «наивным» искусством. Создавая свой волшебный мир шамаиля, автор обогатил современное национальное татарское искусство, внеся свой стиль, столь отличающийся эмоциональностью, позволяющей выразить глубинные смыслы Священного Корана.

Влияние татарского шамаиля на художественные образы в картинах можно увидеть не только по яркости красок, но и в активном использовании коранических текстов, в декоративности. Многие его работы выполнены с использованием золотой краски, что стало своеобразной данью, отданной «светозарности» татарских шамаилей.

 

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle