"Наивное искусство", или волшебный мир татарского шамаиля
Мир шамаилей всегда был загадочен и многолик. Он поражал своей глубиной, витиеватостью форм, используемых мастером-каллиграфом, и одновременной простотой, даже народностью, которая так привлекает сегодня искушённых зрителей. Чтобы постигнуть этот вид искусства необязательно заниматься этим с самого детства. Хотя, безусловно, есть маститые профессионалы, идущие к этому с ранних лет. А вот Рустам Мухаметзянов окунулся в мир шамаиля сравнительно недавно. Свои работы он представил на открывшейся сегодня в Галерее татарского шамаиля экспозиции «Волшебный мир».
Рустам Мухаметзянов получил медицинское образование, однако свою жизнь связал с фотографией, журналистикой, отдал много лет области кино и фотоискусства. Именно он стоял у истоков зарождения современной художественной фотографии Татарстана, а его работы можно было видеть на многочисленных выставках не только регионального, но и мирового уровня.
Лишь в 90-ые года во время одной из экспедиций фотограф постиг искусство шамаиля. Только тогда, вдохновившись народным искусством, Мухаметзянов начинает серию живописных полотен, посвящённых исламской тематике.
Интересно, что экспрессивность и выразительность изобразительного языка, доминирующего над текстом, самодостаточность образов, материалы исполнения приближают его работы («Великий Булгар», «Райский сад», Сура «аль-Фатиха», «Коран») к стилю народного лубка (вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов - прим.ред.).
У каждого художника есть свой уникальный стиль, неповторяемый никем и являющийся его особенной чертой. Для Рустама Мухаметзянова это стало гармоничное сочетание живописной техники с традициями народного исламского искусства, что позволяет назвать его работы «наивным» искусством. Создавая свой волшебный мир шамаиля, автор обогатил современное национальное татарское искусство, внеся свой стиль, столь отличающийся эмоциональностью, позволяющей выразить глубинные смыслы Священного Корана.
Влияние татарского шамаиля на художественные образы в картинах можно увидеть не только по яркости красок, но и в активном использовании коранических текстов, в декоративности. Многие его работы выполнены с использованием золотой краски, что стало своеобразной данью, отданной «светозарности» татарских шамаилей.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Читайте также:
-
Какие фильмы разрешено смотреть по Исламу?
Нравиться смотреть разного рода приключенческие фильмы, но недавно всерьез задался вопросом: а разрешено ли все это? Какие жанры фильмов разрешается смотреть по Исламу? Прошу ответить мне! (Тимур)
-
Исламские праздники 2014
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения. Всё, что приносится в жертву, делят на три части, две из которых отдают соседям и бедным.
-
Как мусульманин должен относиться к христианину?
Как мусульмане должны относиться к христианам? С жестокостью? Злостью? Ненавистью? Нет. Примером для подражания для любого мусульманина должен быть наш Пророк (мир ему). И в вопросе отношения к христианам нам следует помнить Его заветы. Сохранился уникальнейший документ, продиктованный Пророком Мухаммадом (мир ему), в котором перечисляются обязанности мусульман по защите христиан
-
6 способов проявить уважение к мужу
Уважение для мужчины отождествляется с любовью. Если вы его уважаете, значит, любите, и наоборот. Женщины часто склонны заострять внимание на недостатках и не замечать достоинства. Но это ведет к отдалению супругов друг от друга. Женам стоит запомнить одно очень простое, но такое действенное правило
-
Как правильно резать Курбан
Заклание животного в соответствии с требованиями религии, подразумевает произнесение «Бисмиллях» и последующее перерезание авдаджа. Авдадж – это общее название горла животного, то есть двух главных артерий, пищевода и трахеи. Резать животное с задней стороны шеи является макрухом, так как если это животное умрет до того, как будет перерезан авдадж, то оно будет считаться мертвечиной. Поэтому перерезать нужно горло животного, под челюстью.
-
3 вещи, которые запрещал делать Пророк Мухаммад (мир ему)
Передано от Фудайла бин 'Ияда: «Для меня любимее прочитать один аят из книги Всевышнего Аллаха и совершить деяние в соответствии с этим аятом, чем прочтение тысячу раз весь Коран. Для меня любимее обрадовать сердце мусульманина и выполнить его поручение, чем молиться в течение всей своей жизни. Отречение от мира для меня любимее, чем поклонение всех обитателей земли и небес. Для меня любимее оставить харам размером с одно семечко, чем совершить сто раз хадж дозволенным имуществом».
-
Эти семеро людей будут под тенью Трона Всевышнего в день Суда
Мы знаем, как обезопасить себя от жары. Что же поможет нам в день, когда мы предстанем перед Всевышним, ожидая начала нашего допроса, изнемогая от жары в надежде найти хоть какую-нибудь тень? Надеясь попасть в Рай и ужасаясь содеянным деяниям, мы будем стоять под палящим солнцем, от которого не сможем увернуться.
-
Есть ли место суевериям в Исламе?
Откуда берутся приметы, почему люди верят, что есть связь между такими, вроде бы, не связанными друг с другом вещами, как ссора и просыпанная соль, что говорит о них наша религия – об этом мы, с дозволения Аллаха, поговорим далее.