Отсутствие должного финансирования со стороны государства и нехватка квалифицированных кадров – это два основных фактора, тормозящих дальнейшее развитие всей системы мусульманского образования, начиная от детских садов и заканчивая высшими религиозными учебными заведениями. Однако, эти причины хоть и главные, но далеко не единственные в целом списке, который сегодня был озвучен ведущими российскими специалистами в сфере религиозного образования.
В рамках второго дня V ежегодного научного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошла секция «Мусульманское образование: от первого лица». В ходе выступления представителей мусульманской российской уммы с разных регионов Российской Федерации были выделены основные факторы, мешающие улучшению качества религиозного образования в России.
На первом месте стоит проблема финансирования. Как отметила Гульфия Хабибуллина, руководитель группы развития образования Департамента образования и науки ДУМ РФ, декан очного отделения Московского исламского института Кандидат педагогических наук, средства сейчас, конечно, выделяются, вот только уходят мимо системы мусульманского образования. О недостатке денежных инвестиций в этой области говорил и Зульфат Габдуллин, проректор КВВМ медресе “Мухаммадия”.
- Деньги сейчас выделяются под проекты, а не на непосредственные нужды медресе, - добавил Марат Марданшин, директор медресе “Фанис”. – Неужели образование – это не проект?! Вот и приходится нам изворачиваться, придумывать что-то, чтобы на эти средства оплатить хотя бы часть комунальных услуг. Нужна конкретная поддержка мусульманских учреждений. Материальное положение приходов оставляет желать лучшего: у мечети нет финансового самообеспечения.
Второй проблемой является отсутствие подходящей литературы, методических пособий и учебных планов.
- Те средства, которых нам не хватает, можно было бы направить на разработку методического компонента, - уверена Гульфия Хабибуллина. – Надо оформить содержание учебных программ, начиная от дошкольного, заканчивая университетом. Здесь нужна огромная работа, чтобы создать все необходимые условия для повышения уровня религиозного образования в России.
В связи с этим было предложено разработать единый пример образовательной программы, который послужит наглядным примером. Предполагается, что в нее (в программу) должны войти компетентностная модель выпускника, учебный план, пояснительная записка к учебному плану, учебная программа по каждой дисциплине, учебно-методический комплекс, который сейчас разрабатывается отнюдь не на основе учебного плана. Отсюда можно будет вывести учебное пособие по конкретной дисциплине.
- Подобные планы надо создавать для всех ступеней исламского образования. Учреждение фондов оценочных средств, разработка положений о структурных подразделениях, о приеме и прочем поможет не только легче проходить процедуру лицензирования, но и подать документы на аккредитацию.
По словам руководителя группы развития образования Департамента образования и науки ДУМ РФ, подобные учебные пособия на данный момент требуются по таким дисциплинам, как коранистика, хадисоведение, исламское право и законодательство, история и культура ислама.
Отсюда вытекает и третья проблема – нехватка кадров. За неимением подходящих учебных пособий молодые люди после окончания медресе едут получать высшее религиозное образование за рубеж, в страны исламского мира. А по возвращении обратно, в Россию, сталкиваются с тем, что полученные ими дипломы здесь не признаются и не котируются. Вот и получается своеобразный замкнутый круг.
Председатель Духовного управления мусульман Пермского края Ильхам хазрат Бибарсов также сделал акцент на том, что не просто нет квалифицированных кадров, обладающих высоким уровнем знания ислама, о и нет преподавателей татарского языка.
- Это надо вынести в отдельную дисциплину в обучении.
Альфит хазрат Шарипов, председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области, отметил, что медресе (в данном случае «Хусаиния») выпускают хороших будущих мулл и имамов.
- У нас нет текучки кадров. Есть также и курсы повышения квалификации. Другое дело, что заслуга преподавателей исламских образовательных учреждений редко замечают. Хотя именно из этих стен (имеется ввиду медресе) выходят те люди, которые формируют массовое сознание и убеждение, в последующем становясь духовным лидером групп людей.
Отдельно здесь стоит вопрос пополнения кадров на периферии: далеко не каждый выпускник религиозного учебного заведения стремится ехать работать имамом в деревню или село. Здесь уже дело идет о том, чтобы содержать семью, то есть иметь достаточные материальные средства.
Таким образом, мы приходим к выводу, что работы в сфере российского мусульманского образования непочатый край. Да, безусловно, подписанный Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым закон об учреждении Болгарской исламской академии значительно сдвинет дело с места. Но пока вопрос о том, кто будет готовить будущую элиту российской уммы в стенах древнего города, остается самым актуальным вопросом на повестке дня.
Ильмира Гафиятуллина, Казань