Круглый стол имамов мечетей Татарстана

Роль имама в общественной и политической сфере деятельности испокон веков была значительна. Огромный вклад принадлежит религиозным представителям в сохранении и продолжении местных религиозных традиций. Однако изучение проблем исламского образования не перестает терять своей актуальности.

11 декабря, в здании Российского исламского института прошел круглый стол, посвященный теме: «Современный имам. Традиционный и нетрадиционный ислам». Участниками круглого стола были: представители Духовного управления мусульман РТ (первый заместитель муфтия, Рустам хазрат Батров, заместитель муфтия по социальной работе, Ильдар хазрат Баязитов, а также сотрудник отдела образования, Айдар Карибуллин), Представители Аппарата президента РТ, преподаватели РИИ, имамы города Казани, а также слушатели курсов повышения квалификации имамов Приволжского Федерального Округа (Республика Мордовия, Республика Чувашия, Пермский край, Сармановский и Тюлячинский районы Республики Татарстан).

В ходе беседы, кроме вопроса - что такое «традиционный» и «нетрадиционный» ислам, были затронуты многие волнующие мусульман темы: рольи авторитет имама в обществе, проблемы самоорганизации и финансирования махалля, проблемы исламского образования.

Рассматривая проблему определения  термина «традиционный ислам», имам Закабанной мечети, Саиджагфар хазрат напомнил присутствующим, что во время принятия ислама в 922 году в качестве государственной религии, Алмыш хан принял от послов из Багдада ислам, но не принял у них шафиитскую правовую школу. «В качестве правовой школы в нашем регионе уже был закреплен мазхаб имама Абу Ханифы, так как его учение было более подходящим для нашего региона. И говоря о традиционном исламе касательно нашего региона, принято считать таковым именно ханафитский мазхаб», - сказал Саиджагфар хазрат Лотфуллин.

Он также затронул вопросы взаимодействия власти и религиозных организаций. Он высказал пожелание того, что органы власти должны оказывать мусульманам помощь в организации всевозможных детских лагерей, курсов при мечетях. На его взгляд это уменьшит возможность попадания молодежи в различные течения.

В ходе беседы имамы также поделились опытом своей деятельности. Заместитель муфтия Татарстана по социальной работе, имам мечети пос. Левченко, Ильдар хазрат Баязитов, рассказал, через какие трудности пришлось ему пройти в процессе становления как имама мечети: «Сначала, когда меня поставили имамом, на меня обрушилось столько проблем, что я сам себе задал вопрос: «Бежать сейчас или немного подождать?» Сейчас уже покойный Исхак хазрат Лотфуллин дал мне тогда очень ценный совет. Он сказал: «В тех мечетях, куда ходит много людей, легко работать, а ты попробуй поработать в мечети, в которую тяжело набрать джамагат». Я последовал его совету. После этого один бизнесмен сказал мне: «Собирай детский лагерь из 40 человек на 40 дней. Я тебе его полностью оплачу». Мы собрали лагерь, а тот бизнесмен пропал. Что делать? Положившись на Всевышнего, мы сами начали сбор средств. Сначала собрали на 3 дня, потом еще на 3, а в конце лагеря у нас осталось столько запасов еды, что можно было провести еще один сезон лагеря. Вот какой баракат дал нам Аллах. Слово, сказанное и неподкрепленное деянием – ломает человека, поэтому не нужно бояться трудностей. Необходимо полагаться во всем на Аллаха».
Вопросов, затронутых на собрании, было много. «Самое главное – видеть проблемы и находить для них решения. И не надо смотреть какого они масштаба: кого-то из имамов, например, беспокоит крыша, протекающая в мечети, кого-то идеологические вопросы. Все проблемы должны быть подняты и всеми усилиями махалли решены.

Как говорил Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям: «Верующий подобен одному телу: если одна его часть заболевает, то и все тело отзывается на это болью и бессонницей» -  считает один из модераторов круглого стола  сотрудник РИИ Ренат Музафаров. В целом  участники круглого стола высказали пожелания  о необходимости  регулярной организации таких мероприятий.

Алсу Халиева

Социальные комментарии Cackle