Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное…» (аль-Бухари 52, Муслим 1599).
Этот хадис, наряду с аятами Священного Корана, – один из основных источников исламских правовых норм, определяющих рамки и границы мирской жизни мусульманина. Вопрос разграничения дозволенного и запретного был и остается одним из ключевых вопросов исламского вероучения, незнание которого не только вредит здоровью человека, но и заставляет его совершать один из главных, с точки зрения ислама, грехов – нарушать границы дозволенного Всевышним.
В наши дни главной сферой практического приложения норм «халяль» стала индустрия питания. «Халялизацию» пищевой промышленности можно назвать одним из основных трендов этого десятилетия. В чем причина?
Можно предположить, что нынешний рост популярности продукции под маркой «халяль» – это одно из практических выражений того самого «религиозного возрождения» 1990-х гг. XX в., когда религиозные, и, в частности, мусульманские институты, получили возможность относительно свободного развития. Рост религиозного самосознания существенно изменил отношение населения к ряду базовых ежедневных потребностей, привнеся религиозный компонент, в том числе, и в вопросы питания.
ИНФОГРАФИКА: 7 ключевых пищевых предписаний Ислама
Можно сказать, что потребление халяльной продукции – это часть культурного «кода» страны, в которой мусульмане составляли одну из основных конфессиональных общностей на протяжении нескольких столетий.
Вторая причина, как ни странно, это успехи пищевой промышленности, нашедшей синтезированную (или генетически измененную) замену подавляющему большинству естественных и привычных нам ингредиентов. Это удешевляет производство и делает продукцию более доступной, но, в то же время, не самым лучшим способом сказывается на здоровье потребителя.
Таким образом, желание потребителя есть экологически чистую, полезную и здоровую и, что немаловажно, дозволенную Всевышним пищу, привело к формированию весомого потребительского спроса, удовлетворить который взялись производители по всему миру.
Некоторые эксперты говорят о складывании целого глобального рынка халяль-продукции и услуг, прогнозируя рост до 2,6 трлн долл. к 2020 году.
Но настолько ли безоблачно будущее халяль индустрии? Готовы ли экономические и правовые системы государств к встраиванию норм весьма специфичной сферы производства и потребления? А самое главное, едины ли мы в понимании термина «халяль»? Как ни странно, но зачастую, именно искаженное и мифологизированное восприятие нормы становится главным препятствием на пути к ее укоренению. Термин «халяль» также не является исключением.
Миф 1: «Халяль – это национальная татарская кухня».
В исламе нет национальных границ, так как как все мусульмане объединены единой верой.
Халяль не является синонимом какой-либо национальной кухни, ни татарской, ни арабской и ни какой-либо другой. Халяль, как мы писали ранее – это пища, канонически дозволенная к употреблению.
Миф 2: «Халяльная продукция – только для мусульман».
Очередное ошибочное утверждение. Халяльную еду может употреблять любой человек вне зависимости от вероисповедания, национальности и т.д.
Миф 3: «Халяль касается только мяса».
Халяль – это комплекс норм, регулирующих сферу дозволенного в жизни мусульманина. Соответственно, и в сфере питания нормы халяль выступают далеко за рамки исключительно мясной продукции, выступая всеобъемлющим регулятором продовольственного рынка.
Миф 4. «Халяль – это только пищевые продукты».
Утверждение: пищевые продукты основная часть рынка халяль. Рынок халяль включает продукты питания/напитки, фармацевтическую и косметическую отрасль, средства гигиены, моду/одежду, путешествия, искусство, СМИ/Развлечения. Кроме того, в отдельный блок выделяется халяльная фармацевтика и медицина. Сегменты халяльного рынка развиваются в более чем 160 странах мира.
Миф 5: «Халяль – это необоснованно дорого дороже , чем другая продукция».
Обоснованно. Но не всегда дорого. Ручной забой, высокие стандарты качества, натуральные пищевые добавки – требования, повышающие стоимость продукции.
Миф 6: «Халяль – это все, кроме свинины».
Утверждение. Отсутствие свинины еще не означает, что ваш рацион питания составлен по принципам «халяль».
Миф 7: «Значок «халяль» – это просто рекламный ход».
В системе сертификации халяль к продукции предъявляются очень высокие требования.
Получение сертификата и разрешения на законное использование знака «халяль» требует полного исследования и освидетельствования соответствия сырьевого состава производимой продукции, производственных помещений, используемых средств, ведения хозяйственной деятельности, предоставляемых услуг и т.д. заданным требованиям «Халяль». Таким образом, значок «халяль» - это не рекламный ход, а знак качества и безопасности.
Зульфия Нури, Руслан Хисамов