Как проходило становление суннитского вероучения? Как сахабы сохраняли наследие нашего Пророка ﷺ? Как решались проблемы внутри всё возрастающей уммы? На эти вопросы отвечал Абдулла хазрат Адыгамов, доцент, заведующий кафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин КИУ в рамках прошедших в стенах Российского исламского института курсов повышения квалификации по течениям и сектам в исламе.
Как же происходило становление суннитского вероучения? Что стало предпосылками запуска этого процесса? По словам Адыгамова, причин для этого было несколько: необходимость сохранения пророческого наследия, широкое распространение ислама, вопросы рядовых верующих, вклад мусульманских богословов и возникновение сект. Именно последний пункт, уверен эксперт, и оказал наибольшее влияние на становление и развитие акыды.
«Чем было представлено наследие нашего Пророка ﷺ? Это был Коран, высказывания пророка Мухаммада ﷺ, его сунна. Однако, мы должны понимать, что в период после смерти посланника Аллаха ﷺ появился ряд внутриполитических проблем. Ряд арабских племён, недавно принявших ислам, вернулись в язычество. Они считали, если Пророк ﷺ умер, значит, он не настоящий, нужно вернуться к традиции предков. Другая группа племён последовала за лжепророками. Третьи и во все принялись отрицать обязательность выплаты закята. Таким образом, мы видим, что стала появляться угроза государству, построенному самим Пророком ﷺ», – подчеркнул Адыгамов.
Именно в тот момент и было принято решение начать собирать переданные Всевышним Аллахом через ангела Джабраиля (алейхи салям) аяты в единую книгу. Параллельно с этим начали собираться и хадисы. Уже к началу II века по хиджре появляется первый собранный воедино Коран и сборники хадисов. Таким образом, решается проблема сохранения наследия Мухаммада ﷺ.
Ещё одним важным пунктом в жизни уммы после смерти Мухаммада ﷺ стало расширение территорий распространения ислама. «За 25 лет территория, где исповедовали ислам, значительно расширилась. Одновременно с этим ислам на новых землях встречался с разными культурами, религиями и традициями. Здесь, с точки зрения дагвата, нужен был особый подход, иные приёмы, аргументации, которые бы отличались от той, которую Пророк ﷺ использовал в беседе с бедуинами. В результате рождалось новое знание», – резюмировал хазрат.
С распространением ислама у новых последователей религии Пророка ﷺ появлялись вопросы. Если до прихода ислама был достаточно тоталитарный, жёсткий режим, то ислам принёс не только новую власть, но подарил населению веру в справедливость, дал возможность социального роста. «Когда люди на других землях начали принимать ислам и практиковать обрядовую составляющую, то стали появляться определённые вопросы, связанные с исполнением предписаний. Среди них – действителен ли талак, если его произносить не на арабском, а на другом языке, как наследуется имущество и многие другие», – поясняет Абдулла хазрат Адыгамов.
Безусловно, без богословов суннитское вероучение не могло быть оформлено до конца. Уже в I веке по хиджре в науке начинается процесс дифференциации. Так, из Корана и сунны начинают выделяться отдельные специализации. Первой зародилась наука сира. «Ибн Исхак был составителем первой книги по биографии Пророка ﷺ. Это больше напоминало сборник хадисов, расставленных в хронологической последовательности жизни Пророка ﷺ. Начинают оформляться науки фикха и акыды, мусульманские учёные углубляются в определённую тематику, а из общего пророческого наследия отпочковываются различные науки. Это связано не только со способностями, но и используемой алимами методологией. Возьмём, к примеру, Абу Ханифу. Из наследия его учеников мы видим, что его специализация – фикх и акыда. Сам он жил в регионе, где были развиты арабская, персидская и византийская культуры, представлены фактически все религии и нации. Неудивительно, что наследие имама Абу Ханифы отличается плюрализмом. Именно на этой территории и зародилось очень много сект», – подчеркнул Адыгамов.
Нельзя оставить без внимания и возникновение сект в исламском мире. «Какая задача стоит перед учёными, когда появляется секта? Сначала попытаться вылечить идеологическую болезнь. Если не получилось, организовать карантин. То есть сначала учёный должен прийти к участникам секты, объяснить, призвать покаяться, сделать тауба, чтобы вернулись в лоно пророческого ислама. Если не получилось, сообщить остальным, что эти люди идут не правильным путём, заблуждаются, нельзя следовать за ними», – резюмировал Абдулла хазрат Адыгамов.