Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучшее, что родитель может дать, даровать своему ребенку, — это хорошее воспитание».
В первой части мы Вам рассказывали о том, куда детей из мусульманских семей можно отправить на летние каникулы с пользой, а также заострили внимание на том, кто и почему идёт в сферу детского воспитания. А сегодня мы постараемся приоткрыть завесу и рассказать о том, как проходят смены мусульманских детских лагерей и какие задачи перед собой ставят их организаторы.
Нельзя отрицать тот факт, что при подготовке и дальнейшей реализации отдыха в мусульманских лагерях, на первое место ставится профессиональная подготовка вожатых. Как отмечает руководитель творческой группы «Бэхет ачкычы» Лейсан Ганиева, в первую очередь нужно обращать внимание на мотивационно-волевой компонент.
Этот аспект включает в себя: проявление профессионального интереса к современным подходам в организации детей, положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание и стремление заниматься именно данным видом деятельности и чётко сформулированные внутренние мотивы (стремление к самореализации в деятельности, мотивация к успеху, готовность к риску).
Также нельзя упускать из внимания и когнитивно-содержательный компонент, то есть владение методологией работы с детьми в летний период, в том числе и умение находить контакт с детьми разных возрастов. Сюда же относятся различные варианты, помогающие вовлечь детей от 7 до 15 лет в культурно-досуговую деятельность.
Третий фактор – индивидуальный подход к детям, умение анализировать собственные действия и делать прогноз поведения ребёнка.
- Что представляет собой одна лагерная смена?! Конечно, в эти временные рамки мы стараемся осуществить полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализовать все поставленные задачи – наполнить детей знаниями и дать им отдых.
Что касается самой структуры смены, то, по словам сотрудников «Бахет ачкычы», всего выделяются пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный.
Итак, давайте попробуем разобраться, что включает в себя каждый из обозначенных выше этапов. Во время подготовительного периода происходит эмоциональная настройка ребёнка и самого вожатого на предстоящую смену. Это то время, когда прорабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
- Организационный период начинается тогда, когда дети заезжают в лагерь, и составляет примерно 3-4 дня, так называемое время адаптации. Здесь важно найти общий язык детям и воспитателям. Помочь в этом может создание определённых условий, развитие основ самоуправления в детском коллективе, реализация совместной разносторонней деятельности. Начать, естественно, надо со знакомство ребят друг с другом и с педагогическим составом смены.
Далее следует знакомство с самим лагерем. Что имеется ввиду? Здесь нужно познакомить ребенка с теми взрослыми, к которым он может обратиться при возникновении трудностей или ответить на его личные вопросы, дать необходимую информацию (врачи, нянечки, повара, вожатые, начальник, психолог, вахтёры и т.д.). Сделать это можно в формате экскурсии или прохождения станций с маршрутными листами, встреч с интересными людьми или в игровой форме.
- Далее мы определили, что происходит принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности. Для этого необходимо провести: беседы о законах и традициях, принятие декларации о законах жизни в лагере, познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют; договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым и т.д.
В качестве четвёртого шага организационного периода выступает формирование представлений о перспективах деятельности.
- Следующий этап – непосредственно сам период проведения смены, период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка — выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта или даже координатора. Здесь значительное влияние обретает общественное мнение, складывающееся в детском объединении.
Что касается задач, решаемых на этом этапе, то в их число входят: овладение ребёнком знаниями и умениями; создание условий для проявления индивидуальности каждого ребёнка, его творческого и нравственного потенциала; корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности; организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в её разработке и проведении и многое другое. Стоит подчеркнуть, что в этом периоде лагерной смены акцент делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную.
В последние 3-4 дня смены наступает заключительный период, когда подводятся итоги и происходит самоанализ ребёнка. Нужно понять, чему он научился, что приобрёл, как может применить полученные знания и навыки в жизни, после возвращения из лагеря.
Заключительным этапом является постлагерный период, который не имеет определённых сроков, а зависит зачастую от конкретных обстоятельств.
- Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что произошло в ходе смены. В этом периоде внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребёнок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь ещё раз. Нередко именно выводы, сделанные в данный период, влияют на отношение ребёнка к лагерной жизни.
Помимо получения религиозных знаний, приобщения к многовековой и многогранной культуре собственного народа, особое внимание уделяется и физическому воспитанию участников смены. Ведь Ислам говорит нам о том, что занятия спортом – это залог успешного формирования гармонично развитой личности, стремящейся к постоянному физическому совершенствованию и духовному росту.
Стоит подчеркнуть, что в мусульманских лагерях при организации определённого события, будь то квест, занятие или спортивная игра, вожатые стараются начинать с чтения соответствующего хадиса и его пояснения. В качестве примера можно привести следующие хадисы: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо», «Обучайте своих детей стрельбе из лука, плаванию и верховой езде».
- Спортивные встречи в рамках проводимых нами лагерей сопровождаются добрыми братскими отношениями друг к другу, строгим соблюдением спортивных правил, честностью. Эти особенности делают спортивный досуг мусульман полезным и эффективным, укрепляют чувства братства.
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) выстраивал Абдуллаха, Убайдуллаха и многих других сыновей аль – Аббаса, и говорил: «Тому, прибежит ко мне первым, получит от меня то-то и то-то». Так вот, они прибегали к нему и бросались – кто на спину, кто на грудь, а он целовал их…»
Продолжение следует…
Ильмира Гафиятуллина