Нет человека, которого не беспокоили бы преступления, совершаемые в последнее время по отношению к культовым объектам республики. Кощунство над духовными ценностями и поджог мест поклонения является страшным вандализмом. Задеты самые тонкие струны душ сотен тысяч людей.
В наших религиях есть определенные разногласия и от них никто не отказывается, но они не могут быть препятствием к мирному сосуществованию в атмосфере взаимоуважения и соблюдения прав друг друга. Совместная жизнь мусульманских и христианских народов имеет многовековую историю и являет собой пример для подражания. В Мекке, на заре ислама арабы-язычники начали гонения на мусульман, и пророк с целью сохранить и так неокрепшую общину велел своим сподвижникам оставить родной город. Местом для переселения он выбрал Эфиопию, где правил христианский король Негус. Справедливый правитель, услышав, как Коран отзывается об Иисусе и его праведной матери Марии, приютил мусульман и обеспечил им безопасную жизнь.
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» - говорится в Коране. В последствии, когда мусульманская община окрепла, и позиция Пророка усилилась, он не забыл права обладателей писания. Вот отрывок из послания пророка священникам двух племен: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, написал для священника из племени Баниль-Харис бин Кааб и священников области Наджран, монахам и их пастве: «Все что в их руках, большое и малое принадлежит им: церкви, молитвы и монахи в соответствии с защитой Аллаха и Его посланника. Не отстраняются ни священник от своей службы, ни монах от своего монашества…» (Послание передает Ибн Саад. «Ат-табакат аль-кубра» 1/266).
Это стало основополагающим каноном жизни мусульманской общины Пророка Мухаммада. Если бы этот справедливый канон исполнялся после революции, когда к власти в стране пришли коммунисты, не были бы разорены тысячи церквей и мечетей. Основываясь на этот канон, праведные халифы строили мосты общения с христианами. Во времена правления Умара ибн Хаттаба ислам распространялся стремительно, но праведный халиф, следуя примеру Пророка, во главу угла ставил вопрос об обеспечении условий соблюдения христианами своей религии.
«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Раб Аллаха Умар, повелитель верующих, гарантирует жителям Илии неприкосновенность их жизней, имущества, храмов, крестов и всего, что относится к их религии, — их больным, здоровым и всей общине. Мусульманам запрещено селиться в их храмах, разрушать их здания, выносить убранство и кресты. Имущество христиан также неприкосновенно для них, и они не имеют права принуждать их к принятию ислама или причинять им вред...» («Умар ибн аль-Хаттаб», Али ас-Салляби, стр. 431).
После открытия Египта для ислама, Умар назначает своим наместником Амра ибн Аса. В Египте с незапамятных времён жили местные христиане – копты. Они претерпевали множество гонений со стороны византийцев, и по этой причине, патриарх Вениамин вынужден был бежать в пустыню. После прихода Амра Вениамину была гарантирована безопасность. 13 лет скрывавшийся в пустыне патриарх вернулся на родину и велел своим последователям присягнуть на верность эмиру Египта.
Праведный халиф Умар всё время проверял работу наместников и следил за соблюдением прав, как мусульман, так и других народов. Известен такой факт. Во время одних из спортивных состязаний в Египте, сын наместника очень хотел победить, но его опередил некий юноша из коптов. Тогда тот ударил копта плетью и сказал: «На тебе! Я – сын самого достойного человека!». Юноша отправился в Медину к халифу Умару. Халиф тут же вызвал к себе наместника Египта и его сына. Когда те явились, Умар дал в руки копта плеть и сказал: «Ударь сына самого достойного из вас!». Копт ударил и протянул плеть Умару, но Умар сказал: «Теперь ударь самого достойного из вас, ведь пользуясь положением отца, сын ударил тебя». «Я ударил того, кто ударил меня» - сказал копт и вернул плеть халифу. Тогда Умар обратился к самому наместнику: «Когда вы успели поработить людей, ведь матери родили их свободными!»
Эти примеры явили нам одни из самых великих людей воспитанных светом Корана. Кто из мусульман может быть выше Пророка или Умара? Если кто-то, где-то начинает трактовать религию по своему разумению, и, основываясь на своих заблуждениях, начинает сеять раздор и смуту, такой человек разрушает основы религии.
Поджоги церквей, нападения на духовных лидеров и распространение вражды среди веками дружно живших народов, имеют одну цель – нарушить мир и благополучие на нашей земле. Мы не должны спешить обвинять друг друга, поддаваясь на разные провокации, создаваемые ненавистниками нашего спокойствия.
Мы люди разных национальностей, говорим на разных языках, но у нас общие родители – все мы дети Адама и Евы. Бог у нас Один – Он Бог Моисея и Авраама, Бог Иисуса и Мухаммада, Бог всех миров. Всевышний, сохрани мир на нашей земле, веру и уважение друг к другу!
С уважением и добрыми молитвами, имам-мухтасиб Нижнекамского р-на и г.Нижнекамска Юсуф хазрат Давлетшин.