Первое, что делает человека мусульманином – это произнесение шахады, согласно которой он признает, что нет Бога кроме Аллаха. Таким образом, одно из главных предписаний ислама – вера в единого Создателя, отрицание всевозможных идолов и божеств, поклонение только Всевышнему Аллаху. Тот, кто уверен, что кто-либо может разделять с Аллахом Его божественные качества, абсолютное главенство и власть, считается многобожником. Многобожие (ширк) проявляется в том, что человек наряду с Всевышним обращается с мольбой или поклоняется кому-либо еще.
О том, почему многобожие является одним из самых страшных грехов в исламе, рассказали в рамках одной из лекций, прошедшей в стенах Галеевской мечети.
«Истинно, многобожие – великая несправедливость» (сура «Лукман», аят 13). Величайшая несправедливость, когда нечто сотворенное наделяют теми или иными божественными качествами, ибо таким образом человек приобщает кого-либо к Аллаху.
Само слово «ширк» буквально означает «уравнивание двух вещей». В шариате же под ширком подразумевается равнение Аллаха и его творений в том, что считается особенностью одного только Бога. В этом случае многобожие можно разделить на три вида:
1. Ширк в «господстве» Аллаха – приписывание созданиям качеств, свойственных только Всевышнему.
2. Ширк в именах и атрибутах Аллаха – наречение творений одним из имен или качеств Аллаха.
3. Ширк в поклонении Аллаху – совершение намаза, поста или любого другого поклонения не Аллаху.
Многобожие сводит на нет все действия человека, ибо Всевышний сказал: «А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали!» (сура «Скот», аят 88).
Ширк (многобожие) бывает двух видов: большой и малый.
Первый вид — это абсолютное, большое многобожие, которое ставит человека вне религии, и если он не покается в нем и не откажется от этого, то после смерти будет вечно пребывать в аду. Под большим многобожием подразумевается совершение действий, которые связанны с поклонением кому-либо, помимо Аллаха: обращение со словами мольбы или жертвоприношения и приношение обетов не Аллаху, а могилам святых, джиннам; ощущение чувства страха перед усопшими. Всевышний же сказал: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: «Это — наши заступники перед Аллахом» (сура «Йунус», аят 18).
Второй вид — это частичное, малое многобожие, которое не ставит человека вне религии, но вредит его единобожию, умаляет его и может привести к большому многобожию. В свою очередь, малое многобожие бывает двух видов. Первый вид – явное многобожие, которое выражается в словах и делах. Словами, относящимися к малому многобожию, могут быть клятвы человека, который клянется не Аллахом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и многобожие» (хадис передал ат-Тирмизи).
Кроме того, сообщается, что когда один человек сказал Пророку (мир ему и благословение):
«Как пожелал Аллах и ты», — Пророк возразил ему:
«Ты приравнял меня к Аллаху!? Впредь говори: «Как пожелал Аллах» – один лишь (хадис приводит ан-Насаи).
К действиям, характерным для малого многобожия, является привязывание нитки для избавления от беды или предотвращения ее, подвешивание амулетов из боязни дурного глаза или влияния джиннов. Если подобные действия человек совершает будучи убежденным в том, что они являются только лишь причиной отвода бед, но сами по себе не отводят, а фактически отводит Аллах именно в этом случае, они относятся к малому многобожию, так как на самом деле Аллах не сделал их причиной для данной цели. А если же человек совершает их будучи убежденным в том, что подобные действия сами по себе способны предотвращать беду или избавлять от нее, то это уже большое многобожие, так как подобное свидетельствует о том, что человек полагался и надеялся на другого помимо Аллаха.
Второй вид малого многобожия — это скрытое многобожие, которое проявляется в желаниях и намерениях. К примеру, когда человек совершает нечто приближающее к Аллаху, но ради похвалы от людей, чтобы потешить свою гордыню. В одном из своих обращений к сподвижникам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Более всего я опасаюсь, что вы станете впадать в малое многобожие». Они спросили его: «А что такое малое многобожие?» Он ответил: «Это совершение чего либо на показ» (хадис приводят Ахмад, ат-Табарани и ал-Багави).
К этому виду малого многобожия также можно отнести обряды, совершаемые ради мирских благ, а не с целью достигнуть довольства Всевышнего.
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «Трапеза», аят 72).
Ильмира Гафиятуллина, Казань