Эксперты: "Не нужно стесняться выражения "исламский банкинг"
Каковы должны быть стандарты подготовки специалистов в сфере исламской экономики? В чем разница между закятом и саадака? Как правильно развивать систему вакфов, чтобы происходило самофинансирование махали? Это лишь часть вопросов, которые подняли эксперты со стран СНГ в рамках прошедшего научно-исследовательского семинара «Исламская экономика: от теории к практике» на базе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ при активной поддержке Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Российского исламского института.
В работе семинара принимали участие научные, религиозные и общественные деятели из различных регионов России и из-за рубежа. Были представлены участники из Пензенской области, Мордовии, Ульяновской области, Чувашии, Башкортостана, Дагестана, Кыргызстана, Казахстана, Германии.
Как отметил в своем выступлении Ринат Габбасов, вице-президент АПМ РФ, нужно проводить огромную работу не только с потребителями, но и среди специалистов в банковской сфере, объяснять, что есть исламские финансы.
- Нужно доносить до сотрудников наших банков, что мы не конкуренты, а хотим и можем сотрудничать. Другое дело, что нам необходимо иметь в этой области своих специалистов, которые бы разбирались от и до во всех терминах и имели базовый опыт.
Как отметил спикер, исламские финансы соответствуют всем требованиям не только шариата, но и остальных основных конфессий. При реализации этого проекта важно учитывать и коммерческую сторону, и духовную составляющую.
Отдельный вопрос возник с самим употреблением термина «исламский». Альфия Салихова, старший менеджер департамента исламского финансирования Международного Финансового Центра в Астане, отметила, что, к сожалению, при внедрении принципов исламской экономики зачастую приходится использовать синонимичные выражения, как, к примеру, этический банкинг. Здесь было отмечено, что не стоит стесняться самого понятия «исламский», иначе мы рискуем просто уйти совершенно в другую область, забыв первоначальные принципы и задачи исламского банкинга.
О том, какие специалисты наиболее важны для развития отрасли исламских финансов на территории Российской Федерации, рассказал Искандер Исхаков, директор по финансовым сделкам «Центра партнерского банкинга». Таких категорий всего 4: эксперты по Шариату, методологи, шариатские аудиторы и линейные менеджеры.
- Если эксперты по Шариату формулируют требования к банковским продуктам и услугам, то методологи их воплощают, а аудиторы контролируют их исполнение на соответствие сформулированным требованиям, - подчеркнул Исхаков.
Особое внимание в этом направлении, по мнению участников семинара, стоит уделить именно подготовке кадров. Необходимо внедрить изучение исламских финансов, так как на сегодняшний день нет ни одной полноценной программы, есть лишь ряд отдельно взятых дисциплин на факультетах, где изучается экономика.
- Нужно приглашать студентов, мотивировать их. Было бы замечательно создать в России, на базе Казанского университета, центр сертификации, - отметила Альфия Салихова.
В свою очередь Ильсур Салихов, доцент, к.ю.н., КФУ, юридический факультет, кафедра гражданского и предпринимательского права, презентовал коллегам предполагаемый формат работы со студентами и теми, кого интересуют исламские финансы. На сегодняшний день уже прошли две зимние школы, последняя из которых подробно рассматривала опыт и дальнейшее развитие исламского банкинга в РФ.
За два дня проведения семинара участники обсудили тенденции и проблемы развития системы самоорганизации и самофинансирования махалли, благотворительности в исламе, а также исламских финансов. Были проанализированы особенности распространения ценного опыта в данной сфере на территории России и зарубежных стран. Большое внимание было уделено развитию образования в сфере исламских финансов, в том числе и в формировании учебных программ по исламской экономике.
В результате было решено:
- признать большой опыт развития исламской экономики и финансов в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также в регионах Российской Федерации полезным и перспективным для бизнес-сообщества и мусульманской уммы;
- обратиться с инициативой о возможности формирования на базе Казанского федерального университета центра исследований проблем исламской экономики и финансов, сконцентрировав в нём интеллектуальные ресурсы РФ и ближнего зарубежья;
- установить контакты с существующими центрами исследования исламской экономики в мире и наладить с ними тесное сотрудничество;
- провести на базе Казанского федерального университета международную научно-практическую конференцию по исламской экономике и финансам с приглашением отечественных и зарубежных специалистов этой области;
- внести в существующий учебный план Казанского федерального университета по направлению «Исламская экономика и финансы» изменения и дополнения в соответствии с предложениями бизнес-сообщества;
- обратиться в адрес руководства Казанского федерального университета с просьбой рассмотреть возможность выделения бюджетных мест в магистратуре по направлению «Исламская экономика и финансы»;
- разработать и реализовать план мероприятий по популяризации направления «Исламская экономика и финансы» в вузах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья с целью формирования запросов на обучение в магистратуре Казанского федерального университета;
- обратиться в адрес Духовного управления мусульман Республики Татарстан с просьбой предусмотреть в списке проповедей, публикуемых в ежеквартальном издании татарстанского муфтията «Шура», тем по исламской экономике с целью просвещения верующих по заданной тематике и формирования запроса на изучение данной темы.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Читайте также:
-
Президент Сирии Башар Асад - второй в списке самых богатых диктаторов мира после Каддафи
В докладе, опубликованном "Investopedia"(финансовой энциклопедией), компетентной по денежным делам, перечислено восемь диктаторов, которые являются самые богатыми в мире, среди них пять арабских президентов. Первым в списке стоит Муаммар Каддафи, вторым - Башар аль-Асад, третьим - Хосни Мубарак, четвертым - Абдалла Салех и пятым - Зин аль-Абидин Бен Али
-
Родители жениха против нашего брака, что советует Ислам?
У меня проблема с моим молодым человеком. Мы знакомы три года и собираемся пожениться, до недавнего времени его родители не были против, но не теперь. Дело в том, что мой молодой человек однажды потратил на меня небольшую сумму денег, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы разозлить его отца
-
Как шайтан говорит с человеком?
Поскольку мирская жизнь является местом испытания, то ежедневно человек сталкивается с различными ситуациями. Какими бы не были условия и обстановка, шайтан всегда поджидает человека в засаде. И любой, даже небольшой промах верующего, является шансом для шайтана. И шайтан старается пользоваться каждым таким шансом, стараясь при этом не выдавать себя
-
5 главных слабостей человека, упомянутые в Коране
Человек действительно обладает множеством слабостей. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (ан-Ниса 4/28).
-
Разрешает ли Ислам контрацепцию и прерывание беременности?
Некоторые семьи не хотят иметь много детей. Поэтому они прибегают к медицинским средствам, с целью предотвращения беременности. Каковы же границы запретного и дозволенного в этом вопросе?
-
Удивительная история кошек в Исламе
Любимцами большинства людей являются кошки. В исламе этому животному уделяется особое внимание, но это не значит, что другие животные не имеют права на хорошее обхождение.
-
Такой человек не войдет в Рай, если даже умрет на пути Аллаха
Многие люди в мире, в том числе и верующие, в течение своей жизни совершают поступки, которые тоже можно в какой-то мере приравнять к воровству – то есть, к присвоению чужого не по праву. Странно звучит, не так ли? Попробуем разобраться.
-
Существует ли повод, из-за которого можно не совершать намаз?
Намаз можно отложить для последующего восполнения только если...