На вопросы отвечает руководитель благотворительного фонда «Закят» Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) Булат Марданов. Он рассказал о том, на чем необходимо расставить акценты в сложный период пандемии, почему большинство правоверных не знает различия между понятиями «закят» и «садака» и почему пенсионеры идут в мечети с кубышками, а молодежь предпочитает проходить мимо ящиков для пожертвований, но помогает нуждающимся иным способом.
— Ассаламу алейкум, Булат хазрат. Каково вам и вашему фонду сейчас, в довольно непростое время?
— Валейкум ассалам. Вы правы, сейчас сложное время — это с одной стороны. С другой — а когда было легко?! Это так всегда отвечают, прямо скажем. Разве было легко, допустим, лет пять назад? Или было ли легко в 1998-м, когда был организован благотворительный фонд «Закят», когда наши предшественники, можно сказать, наощупь прокладывали себе дорогу? Не было опыта, не было людей, разбирающихся в этой теме: кому помогать в первую очередь, как сделать так, чтобы не обманули и самому не обмануться. Все бывало. Все приходилось делать впервые.
И сейчас почти то же самое. Разве нет? Вот как оказывать помощь в условиях пандемии, когда поступления заметно сократились? Это вызов? Да, это вызов времени, и мы должны найти и находим новые пути. Денег стало меньше, я это признаю. Но и людей можно понять: после первой волны пандемии многие задумались над тем, как жить дальше. Один сократил расходы, второй потерял работу, третий не уверен, как у него все сложится. А тут еще родственникам необходимо помогать, соседей поддержать, лекарства купить, больных навестить.
И тем не менее, поступления в наш фонд идут. Да, не такими темпами как год назад, но — идут.
— Что людям нужно, исходя из ваших наблюдений, в первую очередь?
— Во-первых, Фонд «Закят» ДУМ РТ работает в нескольких направлениях. В приоритет для себя ставим денежную помощь на лечение тяжелобольных детей, продовольственную помощь населению и социализацию семей, воспитывающих детей-инвалидов. Но по нашим наблюдениям люди ждут от нас еще и внимания. А это уже ни за какие деньги не купишь. Этот фактор и раньше был в приоритете, но сегодня внимание, забота, разговор с нуждающимися переходит в иную плоскость. Многим из тех, кому нужна поддержка, далеко за 60-65 лет — это возраст, который особо подвержен, я бы сказал, риску заболевания. И вот что им, запертым в своих квартирах и домах пенсионерам, важно? Открытый разговор им важен — как я и говорил. Они рады не только продовольственному набору, доставленному нашими волонтерами. Разговор по душам — это что-то отдельное, это на уровне ощущения сопричастности к своему собрату по вере, татарстанцу, соотечественнику.
Когда наши работники приходят по адресу (я особо подчеркну, что все выполняется в строгом соответствии с установленными правилами и нормами), мы говорим им: «Поддержите беседу, даже если вы стоите за порогом квартиры, спросите как дела, все ли есть, что еще необходимо привезти. Такой вот разговор минут на 10-15.
— Возможно, не очень корректный вопрос. Многие, Булат хазрат, не различают понятия «садака» и «закят». Давайте вкратце объясним, что есть что.
— Начнем с одного примера. Недавно приходит в наш благотворительный фонд татарская бабушка — в платке, сердобольная такая, милая, добрая. В общем, классическая татарская бабушка. Достает она из платочка деньги, выкладывает и говорит: «Я каждую пятницу хожу на молитвы в мечеть, оставляю там садака. А к вам я пришла чтобы выплатить свой закят». Хотя, задав, буквально пару вопросов, становится ясно, что бабушка эта вовсе и не богата, и на ней нет обязанности выплачивать закят. Наоборот, она имеет право получать закят от богатых.
И это обычный случай. Будучи мусульманином, многие так и не делают различий между садакой и закятом, не ведают, что есть существенные различия. А это необходимо знать! На том стоит и развивается наша вера, ислам.
Закят - это обязательное пожертвование, предписанное правилами религии. Обязательна его выплата для богатых мусульман. Богатство в исламе определяется наличием свободных средств в размере 85 грамм золота, помимо долгов и трат на основные нужды. Минимум свободных денег – это называется «нисаб». В день, когда у человека появляется эта сумма, он становится богатым по шариату. Далее начинается годовой отсчёт. Если по истечении года человек остался богатым, т.е. сумма нисаба не уменьшилась, он должен выплатить закят.
За вычетом того, что вы потратили деньги на содержание семьи, за учебу, за ремонт, за оплаченные коммунальные услуги, на бензин, на еду и всего остального — необходимо провести учет и выяснить все, что осталось, сколько денег у вас в кармане. Если у вас остаются деньги, с этой суммы выплачивается закят — обязательный налог верующего. Это очень четко фиксируется.
А вот «садака» - это добровольное пожертвование. Оно может быть и сто, а то пять тысяч рублей или больше.
— Вы отметили, что мусульманин должен вести денежный учет всех потраченных средств…
— А как же!.. Учет вести нужно, чтобы в конце лунного года (а это 354 дня) понять: сколько составит твой «закят», то есть, сколько ты должен и должен ли выплатить своей общине. Твой закят пойдет на помощь только братьям и сестрам по вере, на общее дело.
— Это прямо бухгалтерия и философия какая-то!
— Если мы говорим об исламе как об образе жизни, давайте соблюдать абсолютно все постулаты религии. Не так — а давай я схожу на Джума-намаз, в хадж слетаю, а закят выплачивать не буду. Это в корне не верно. Считаешь себя правоверным — будь им на все сто процентов.
— Вы сказали о продовольственной помощи населению. В этом году в раздаче ваших продуктовых наборов приняли участие приличное количество известных людей.
— Наш фонд благодарен Данису Зарипову, Альберту Яруллину, Эмилю Гарипову и многим другим игрокам казанского хоккейного клуба «Ак барс», (правда, Гарипов в Казани уже не играет) кто откликнулся на инициативы «Закята» и вместе с волонтерами проводил доставку продуктов по адресам — пожилым людям, многодетным семьям, одиноким старикам. Тем более, что такая поддержка оказывалась и оказывается без каких-либо ограничений по религиозному признаку. Мы живем в светской стране, в многонациональном Татарстане. Для нас особо важно помочь татарам и русским, чувашам, украинцам, мордве, марийцам — всем, повторю, без исключений.
Несомненно, волонтеры, плечом к плечу работавшие на развозе продуктовых наборов вместе с мировыми звездами хоккея, приходили воодушевленными: «Вы знаете, я с Зариповым вместе коробку бабушке на шестой этаж отвозил!». В его глазах гордость и радость. Он сфотографировался с вратарем «Ак барса», нападающим сборной России! Он мотивирован на другие благие дела. Это очень и очень важный аспект — мотивация.
Спасибо большое известным спортсменам за помощь, за поддержку и за участие. Вы являетесь примером не просто успешного человека, а человека не заносчивого, не горделивого. Вручили вам коробку, назвали адрес — и вы несете это добро с улыбкой. Вместе с вами улыбаются те, кто рядом.
- Кажется, в период месяца Рамазан люди проявляют особую активность…
- С традиционным размахом в Татарстане во время Рамазана у нас проходит республиканский ифтар. В этом году Рамазан совпал с периодом режима самоизоляции и потому ифтар был реализован в режиме «с доставкой на дом» и ориентацией исключительно на нуждающиеся категории населения. В течение 30 дней ифтар-наборы доставлены 30 тыс. нуждающихся в 40 районов Татарстана, 60 казанских мечетей и 10 социальных учреждений.
В месячнике благих дел в Казани большую работу провел еще и фонд «Ярдэм», ежедневно обеспечивавший продовольствием в среднем более 3 тыс. нуждающихся. Всего же в общей сложности благодаря организаторам VIII республиканского ифтара, акции «Дорога жизни» мечети «Ярдәм» и имамам Татарстана в республике нуждающиеся получили 180 тыс. продовольственных пакетов и ифтар-наборов. Кроме того, общим объемом 5,5 т продовольствия было передано 915 малоимущим семьям Татарстана от благотворительного фонда «Закят» ДУМ РТ в виде фитр-садаки.
- А на Курбан-байрам?
- На Курбан-байрам в этом году мясо получили около 750 малоимущих семей г.Казани. Им раздали 2,7 тонн мяса. Также еще 810 кг мяса направили в 5 социальных учреждений республики.
— Особое внимание ДУМ РТ уделяет гушр-садака. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Гушр – особый вид милостыни, когда мусульманин отдает неимущим одну десятую часть полученного за сезон урожая. На обязательство выплаты гушр-садака указывает 267-ой аят суры «Корова»: «О те, которые уверовали! Расходуйте (ради Аллаха) из благоприобретенного вами, а также из того, что Мы вывели для вас из земли…». Из года в год ДУМ РТ объявляет в Татарстане кампанию по сбору продовольствия в пользу неимущих. Кто-то привезет десять мешков картошки, кто-то двадцать мешков лука, кто-то машину свеклы. И гушр-садака раздается нами в детские дома, дома престарелых, отдаем в малоимущие или многодетные семьи.
Ведем список особо нуждающихся, отрабатываем по полной программе, можно сказать. Всего в этом году по республике мухтасибатами было собрано 1000 тонн продовольствия. В помощь малоимущим в мечети республики татарстанцы приносили овощи (картофель, свекла, капуста, морковь, кабачки, лук, тыква и пр.), мед и зерновые культуры.
Продовольствие, собранное в рамках кампании, было направлено в адрес благотворительных организаций (БФ «Закят» ДУМ РТ и реабилитационный центр при БФ «Ярдэм»), социальных учреждений (районные дома престарелых, детские дома), мусульманских учебных заведений (медресе, школы и детсады, Центр подготовки хафизов Корана и др.), а также напрямую нуждающимся семьям на местах. И вот благотворительный фонд «Закят» ДУМ РТ обеспечил продовольствием свыше 1200 малоимущих казанских семей.
— Я так понимаю, что помимо пожертвований, вы активны и в грантовых программах...
— С 2017 года участвуем в грантовых конкурсах и довольно успешно.
Смотрите: всего с 2016-го года мы за счет привлеченных средств закята и садаки мы оплатили лечение около 300 тяжелобольных детей. Но вникая в эту тему все глубже и глубже, мы стали более системно подходить к этому вопросу. Оказалось, что государство и общество сегодня в определенной степени заботятся о физическом оздоровлении тяжелобольных деток, но мало кто задумывается об их здоровье психологическом и духовном. Поэтому у нас очень плодотворно заработал уникальный для Татарстана, а возможно и для России тоже, Центр социализации детей-инвалидов и их родителей «Хаят». Мы увидели, что как только детям ставится определенный диагноз, автоматически его «получают» и их родители. В результате семьи, в которых воспитываются дети с особенностями развития, замыкаются в себе, живут в состоянии постоянного стресса, их круг общения сужается до врачей и социальных служб, они порывают связи с друзьями и родственниками, все их маршруты ведут к реабилитационным центрам и больницам. У этих родителей нет выходных, они круглосуточно привязаны к своему ребенку.
Их не отпускает депрессия, что грозит им эмоциональным выгоранием. А это, безусловно, отражается на ребенке. Поэтому появилась идея создать для этих детей и их родителей центр социализации. Здесь для детей несколько раз в неделю проводятся занятия по социально-бытовому ориентированию, чтобы привить им минимальные навыки самостоятельности, уроки с дефектологами, психологами. Благодаря нашему центру, многие из них научились общаться, заботиться друг о друге и дружить. В это время для мам мы тоже даем возможность «встряхнуться»: организовываем им занятия по фитнесу, встречи с психологами, услуги стилистов и пр. Сейчас центр посещают 250 казанских семей.
- Семейный детский сад получается…
- Можно сказать и так. Кстати, с прошлого года опять же на средства коммерческого гранта в центре «Хаят» у родителей появилась возможность оставить своих деток на несколько часов под профессиональным присмотром медсестер и социальных нянь, а самим отлучиться по своим делам. Или просто посвятить это время себе, в конце концов. И вот здесь у нас ощущается острая нехватка волонтеров.
- Проект Центра «Хаят» реализуется как-раз за счет гранта?
- Центр «Хаят» реализуется благодаря Гранту Президента РФ. Как видите, нематериальная помощь для людей важна не меньше – благодаря ей, наши подопечные ощущают поддержку и системную опеку на протяжении многих лет.
— Какой пример благотворительности, исходя из вашего опыта, был самым удивительным?
— Каждый случай уникален и по-своему оригинален. Люди, выплачивая зякят, совершают религиозный долг общине. Не важно, сто рублей или сто тысяч рублей, ведь это делается для того, чтобы поддержать ближнего, приобщится к основам ислама, выполнить предписание, начертанное в Коране.
А самый удивительный случай... Мы пришли к одному депутату, он выслушал нас и говорит: «Где же вы были?! Я вас так долго ждал!». Причем, депутат далеко не татарин. И подарил нам «Газель» с подъемником для инвалидов. И та машина до сих пор служит добром. По всему видно, «Газель» подарена нам от чистого сердца, а то бы сломалась уже!.. Так и колесит эта машина по дорогам Казани и районов Татарстана, развозя благотворительную помощь всем нуждающимся.
Радик Амиров для Islam-Today.ru