20 женских костюмов и один мужской – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

На целый месяц выставочный зал «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль» погрузился в богатый колорит многовековой турецкой культуры. Пожалуй, каждый, кто смотрел популярные турецкие сериалы или хотя бы отдалённо знаком с этой культурой, не сможет пройти мимо новой выставки - «Кафтан. Костюмы Османской империи глазами современных турецких дизайнеров», приуроченной к столетию дипломатических отношений между Россией и Турцией и позволяющей наглядно ознакомиться с богатством костюма жителей Османской Империи.

Организаторами проекта стали Генеральное консульство Турции в Казани при поддержке Министерства культуры Татарстана.

Богатство турецкого костюма нашло отражение в 21 экспонате, среди которых облачения любимцев российской публики – облачение Мехмеда Завоевателя и наряд любимой жены правителя Сулеймана Хюррем. Вообще стоит отметить, что Османское государство отличалось большим разнообразием нарядов в силу того, что государственные границы постоянно расширялись, и государство включало довольно большое количество различных народов и культур. Корни османских костюмов берут начало в культуре предков османов, которые жили ещё в Средней Азии. Одежда как один из элементов культуры занимает важное место в османской культуре. Великолепие нарядов, которые носили во дворце, отражало силу, мощь и богатство Османского государства.

 

- Большая часть представленных сегодня костюмов создана на теплой земле Антальи. Нельзя сказать точно, сколько времени потребовалось, чтобы создать каждый из них, но могу вас заверить, что много пота и слёз вложено в эту работу, - отметил генеральный консул Турции в Казани Исмет Эрикан. – Мы показываем вам современные реплики костюмов, которые были в ходу у знати Османской империи. Для казанцев мы приготовили и сюрприз — интерпретацию наряда царицы Сююмбике. Конечно, это не достоверное её одеяние, но мы изучили множество литературы и записей об исторических костюмах Казанского ханства. Опирались на портреты правительницы, созданные художниками разных лет. 

Стоит отметить, что сам костюм царицы выполнен из шёлка, бархата, тафты, сатина, шифона, меха, парчи и домотканых полотен. Платье украшено аппликациями и нашивками из золотых и серебряных нитей, турецкой традиционной вышивкой, золотым шитьём и турецким кружевом.

Реконструкции оригинальных дворцовых османских костюмов были до мельчайших деталей воссозданы дизайнерами турецкого научно-образовательного института исследований традиционной турецкой одежды и искусства — Института Олгунлашма из Антальи и Института Олгунлашма Сабанджи.

Как можно заметить, большая часть костюмов – женская. И это неслучайное: женщины уделяли особое внимание своему внешнему виду и предпочитали одежду из дорогих тканей, которые отражали их статус: использовались парча, бархат, чатма, сирсакер, вышитые шёлковые ткани, атлас, джанфес, тафта, шифон, чуха, мохер и ткани алого цвета, а также применялась вышивка золотыми нитями и драгоценными и полудрагоценными камнями.

Лишь один мужской наряд можно встретить здесь – костюм султана Мехмеда Завоевателя, который жил в XV веке. Как было отмечено в ходе первой экскурсии по выставке, вероятнее всего султан носил кафтан без рукавов из полосатой парчи с воротником из искусственного меха и красную шёлковую нижнюю рубаху, отделанную золотой тесьмой и металлическими пуговицами.

Ознакомиться с выставкой можно в течение месяца.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle