Многие молодые мусульмане знакомы с арабскими нашидами, турецкими иляхиями, но мало кто знает татарские мунаджаты, баиты. Эта форма искусства, сформировавшаяся под воздействием Ислама, была основана на народной поэзии и древних музыкальных традициях. В доступных и понятных большинству образах она воспитывала у простых людей мусульманскую этику, являлась проводником распространения основ вероучения, знаний истории и традиций народа. О своей работе с этим видом народного творчества рассказывает Алсу Еникева, создатель фольклорного ансамбля «Ак калфак» и пришедшего ему на смену коллектива «Җомга көн».
- Как Вы стали заниматься татарским фольклором, мусульманскими духовными песнопениями? С чего начинался Ваш путь?
- Если понятия «татарская цивилизация», «национальные культурные традиции» популярны, то татарский фольклор малоизвестен. Сейчас я работаю деканом факультета художественной культуры и дизайна в Казанском государственном университете культуры и искусств. А в 80-х годах в Доме пионеров Советского района Казани организовала первый фольклорный ансамбль, костюмы для которого были сшиты в Татарском драматическом театре имени Галиаскара Камала. Это была моя первая попытка создать коллектив современных городских детей и молодых людей, аутентично исполнявший татарский фольклор в разных жанрах: духовные, этнические, обрядовые песни. В 1994 году, когда меня пригласили работать в Казанский Дворец детского творчества имени Абдуллы Алиша, был создан ансамбль «Ак калфак», исполнявший различные татарские песни. Их было очень сложно найти: практически не осталось никаких записей. Были сборники Махмуда Нигметзянова, но к ним не было аудиозаписей: очень сложно петь фольклор исключительно по нотам. Тогда я начала искать фольклористов, у которых есть записи и которые могут рассказать о деталях исполнения. Так я познакомилась с Наилей Альмиевой, собравшей многочисленные материалы в этнографических экспедициях, работающей сегодня в Российском институте истории искусств в Санкт-Петербурге, и известным татарстанским фольклористом Геннадием Макаровым. Геннадий Михайлович предложил мне использовать воссозданные им старинные татарские традиционные музыкальные инструменты думбры, предоставил мунаджаты, зикры и баиты из своих экспедиционных материалов. Работая совместно в ансамбле «Ак калфак» мы сделали аранжировки татарских традиционных духовных песнопений с раскладкой на разные инструменты: струнную думбру, ударный дэф, таш сабызгы (глиняная окарина), курай, сорнай. «Ак Калфак» выступал со своей программой на различных конкурсах. У нас появились костюмы, в том числе приближенные к эпохе Казанского ханства.
- Что для Вас значит понятие «Мунаджат»?
- Один из переводов смысла слова «мунаджат» означает тихая беседа с самим собой о сокровенном. Мунаджаты содержат самые сокровенные желания и поэтому имеет особый статус личного обращения к Богу. У татар так называется жанр духовной поэзии, связанный с пониманием людьми своей духовной жизни в Исламе. В широком смысле – это духовные мусульманские песнопения. В мунаджатах используются очень красивые образы. Их сюжеты различны: есть посвященные Пророку Мухаммеду (мир ему), его матери, достопочтимой Амине-ханум, посвященные уходу в другой мир – Ахират, рассказывающие о священном месяце Рамазан, о празднике Маулид. Ислам входил и входит во все области жизни людей: от родильных обрядов до обрядов испрашивания дождя с неизменными чтениями Корана, обращениями к Всевышнему. Все это находит отражение в народной духовной поэзии. Все, что приближает к Аллаху, воспринимается как богоугодное дело. Фольклор очень сложно классифицировать: иногда очень сложно сказать является ли то или иное духовное песнопение баитом, мунаджатом или зикром. В одной и той же песне может говориться о конкретном историческом событии, присутствовать обращение к Всевышнему, восхваление Его.
- Расскажите о ребятах из вашего коллектива. Какой оттенок откладывает на них соприкосновение с такой необычной для современного человека формой искусства?
- Пять лет назад наш ансамбль стал называться «Җомга көн». Участники творческого коллектива взрослеют, заканчивают вузы, уходят в армию. Поэтому нужно постоянно готовить новые кадры на смену ушедшим. Некоторые дети, выступавшие в «Ак калфак», до сих пор ездят на концерты вместе с ансамблем «Җомга көн». Встречаясь с ребятами из «Ак калфак», замечаю, что они все успешные, очень порядочные, у них благородные одухотворенные лица, они учатся в хороших вузах, стремятся к чему-то высокому. Воспитание на высокой духовной культуре очень важно. Ведь у человека есть душа – дух и эго, которое нуждается в обязательном воспитании. Душу необходимо развивать с детских лет, также как и тело с помощью занятий спортом. Искусство, основанное на любви к Всевышнему, приближающее к Нему, может здесь помочь. Духовная поэзия – это такой кладезь нашего национального народного искусства, на котором можно так же воспитывать и музыкальные способности, и чувство ритма.
- Какое место в творческой работе вашего фольклорного ансамбля занимает татарская духовная поэзия?
- Мы собираем в экспедициях и исполняем песни разных этнических групп татар – казанских татар, мишар, сибирских татар, нагайбаков, кряшен. Во время нашей встречи в Стамбуле с пожилыми татарами, уехавшими в Турцию еще до революции 1917, то услышали от них мишарские песни, очень похожи на те, которые мы обнаруживаем в наших творческих экспедиций. При этом главным направлением для нас является духовная мусульманская поэзия, определяющая национальное самосознание татар, высокий уровень культуры. Именно Ислам дал нашему народу письменность, познакомил с передовыми научными достижениями, поднял татарскую культуру, сохранившуюся до настоящего времени. Именно этим ценна татарская нация, за это ее уважают в мире. Культура без религии превращается в цинизм, религия без культуры становится догмой. Татарские мунаджаты создают творческую одухотворенность. Это очень важно для современной молодежи, находящейся в жутком информационном поле. Татарская традиционная культура способна донести людям, оторвавшимся от вечных глубоких ценностей народа, углубившимся в материальный мир, важность духовного совершенствования.