Подарки чиновникам – харам

Сегодня российским правительством была принята новая антикоррупционная инициатива. На сайте правительства России опубликовано постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, которое гласит: российские госслужащие, получившие подарки стоимостью свыше 3000 рублей, обязаны их сдавать в государственную казну. Если же захотят оставить себе, то обязаны будут их выкупить.

Данное постановление стало результатом работы, направленной «на профилактику коррупционных правонарушений и борьбу с коррупцией в государственных органах и организациях», говорится в комментарии аппарата правительства.

Получивший подарок госслужащий будет обязан в течение трех рабочих дней сообщить об этом работодателю, подав уведомление в двух экземплярах с приложенным чеком с указанной стоимостью. Подарок, стоимость которого подтверждена документами и превышает 3000 рублей, сдается ответственному лицу организации, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. Это же правило касается подарков, стоимость которых неизвестна получившим их чиновников. Все они будут включаться в реестр федерального или регионального имущества и будут находиться в распоряжении государства, которое сможет его продать, безвозмездно передать благотворительной организации или уничтожить.

Стоимость подарков будет определяться на основе его рыночной цены. В случае, если чиновник пожелает оставить подарок дороже 3000 рублей себе, то постановление Медведева дает ему право выкупить его, подав соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

Дополнительно в комментарии аппарата Медведева к постановлению отмечается, что в соответствии с требованиями федерального законодательства установлен запрет для должностных лиц государственных и муниципальных органов, а также государственных и муниципальных служащих получать подарки от физических и юридических лиц в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением случаев получения подарков на официальных мероприятиях и в служебных командировках.

Между тем, согласно нормам Ислама, установленным свыше 1400 лет назад, государственным служащим также запрещено получать подарки. 

Передают, что Абу Хумайд ас-Са'иди сказал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил одному человеку из племени аль-Азд, которого звали Ибн аль-Утбийя, заниматься сбором закята в племени Бану Сулейм. После возвращения тот подсчитал собранный закят и сказал: «Это — вам, а это — подарок мне». Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почему же ты тогда не остался сидеть в доме своего отца или своей матери, ожидая, пока тебе не принесут этот подарок, если ты говоришь правду?», после чего обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, восславил Его и сказал: «Я назначаю одного из вас заниматься тем делом, которое поручил мне Аллах, а потом он приходит ко мне и говорит: «Это — вам, а это — подарок, который мне преподнесли»! Почему же он не остался сидеть в доме его отца и его матери, дожидаясь, пока ему не принесут этот подарок, если он говорит правду? Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то из этого без права, в День воскресения он непременно встретит Аллаха Всевышнего, влача это на себе! Ни за что не признаю я ни одного из вас, если встретит он Аллаха Всевышнего, неся на себе ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу!» После этого Посланник Аллаха (мир ему) воздел руки к небу, подняв их так высоко, что стала видна белизна его подмышек, и сказал: «О Аллах, разве не известил я?». Абу Хумайд сказал: «Глаз мой видел это, а уши мои слышали» (Бухари и Муслим).

В данном хадисе видно, что присваивать подарки от народа, используя свое служебное положение, является харамом. Запретно это потому, что подарок был получен недозволенным путем. Чиновник получил подарок из-за страха перед его полномочиями или из-за ожидания от него пользы, а это является прямым злоупотреблением служебным положением. Хаттаби говорит: «Употребляемое в тексте хадиса выражение «почему же ты тогда не остался сидеть в доме своего отца или своей матери» свидетельствует о запретности таких подарков, под этот хукм попадает также долг и залог, внесенный с целью приобретения выгоды. Например, если у должника берут в залог дом и живут в нем или пользуются его транспортом без уплаты аренды – то это харам».

На основе данного достоверного хадиса исламские ученые вывели вердикт: согласно Шариату, государственные чиновники не имеют право брать подарки, а за выполняемую государственную работу обязаны отчитываться. А те, кто не является государственным служащим, имеют право получать подарки.

Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом?

 Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle