Почему Новороссийск, почему Коран?


В мусульманском сообществе России продолжается возмущенное обсуждение действий Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края, запретившего по требованию Новороссийского транспортного прокурора русское издание Корана в переводе Э.Р.Кулиева. Руководители духовных управлений выступают с резкими письмами осуждения этого судебного решения, рядовые мусульмане собирают подписи и организуют одиночные акции протеста, представители власти хранят стоическое молчание.

Своим запретом транспортной прокуратуре и районному суду Новороссийска удалось сделать то, о чем радикалы и провокаторы могли лишь мечтать. Они взбудоражили многомиллионную общину российских мусульман, породили в их среде гневные протестные настроения, подвигнув на резкую критику даже традиционно лояльное и тактичное официальное мусульманское духовенство. В общем-то, об этом уже много сказано, в том числе и в заявлениях различных Духовных управлений мусульман России.

Вопрос тут, скорее, в другом: а что послужило толчком для такого скандального решения новороссийского суда? Что это: профессиональная некомпетентность, глупость, рецидив исламофобии или рассчитанная провокация? Если верно первое, то почему такие люди занимают важные государственные посты и могут принимать решения подобного уровня общественной значимости? Если последнее, то какие цели при этом преследовались и в чьих интересах все планировалось?

Некоторые аналитики выдвигают предположения, что запрет перевода Корана – это продуманное решение, принятое не на провинциальном, а даже на федеральном уровне. Одни считают это знаковым действием, символизирующим клерикализацию государственной власти, которая в поисках национальной объединяющей идеологии все больше старается опереться на Русскую православную церковь. Другие – демонстративной местью «исламистам» за Сирию, в борьбе за правящей режим которой Москва щедро пожертвовала своим внешнеполитическим авторитетом в суннитско-арабском мире.

Однако эти конспирологические версии малоубедительны, и причин тут несколько. Во-первых, вряд ли запрет перевода Корана, который неизбежно будет трактоваться как покушение на само Священное Писание, лежит в интересах церкви. Фанатичных исламофобов в среде искренне верующих православных людей не так много, и они не играют там определяющей роли. В значительной мере потому, что русские веками бок о бок жили с татарами и другими коренными мусульманскими народами, развивая традиции веротерпимости, добрососедских отношений. И сеять тут семена вражды никто не хочет, прекрасно понимая, к каким губительным для страны и ее народов последствиям это может привести.

Кроме того церковь прекрасно помнит недавние богоборческие времена и родившийся в те времена печальный еврейский анекдот, рассказывающий о том, что когда репрессировали соседей – мы молчали, а когда за нами пришли, то и заступиться уже было некому. И волна нынешних антирелигиозных выступлений по всему миру, недавний скандал с панк-молебном в храме Христа в Москве убеждают верующих, что все они в одной лодке. И если сегодня атакуют одну традиционную религию страны, то завтра неизбежно придет черед другой. Именно поэтому мусульманские лидеры России единодушно осудили нашумевшую провокацию феминисток в главном православном храме страны, и именно поэтому представители РПЦ воздерживаются от любых действий, способных трактоваться как одобрение или злорадство по поводу ущемления  религиозных прав мусульманских верующих.

И, наконец, во-вторых. Вряд ли кто-то из государственных деятелей страны будет сводить счеты с мусульманским миром всей планеты посредством демонстративного запрета Корана. Для этого нужно либо совсем потерять чувство реальности, либо осознанно действовать против интересов собственной страны. В век интеграции Россия тесно связана с окружающим миром и превращения ее в мирового изгоя никто из местного истеблишмента, конечно же, не желает.

Но что же тогда: глупость, некомпетентность местных служителей закона? Неужели они не знали, что такое Коран, какое значение он имеет для мусульман, какую реакцию может привести запрет его перевода? Конечно же, они знали, что такое Коран, - если бы они были столь фатально глупы и невежественны, то не работали бы на своих должностях. Но вот о последствиях своих действий в масштабе страны они вряд ли думали, просто уровень профессиональной компетенции у них другой.

Все-таки были правы мусульманские лидеры страны, не раз указывавшие на системные упущения и несовершенство правоохранительной практики¸ которая используется судами и силовыми органами в отношении экспертного анализа, запрета мусульманской религиозной литературы. И этот скандал в Новороссийске стал здесь очередным наглядным подтверждением правоты российских муфтиев.

Но тут любопытен еще один нюанс. Дело в том, что Новороссийск, как и любой другой российский город, многонационален. Там тоже живут мусульмане, и до недавнего времени у них была зарегистрированная религиозная община, мечеть. Была, потому что, как пишут в интернете, эту мусульманскую общину в Новороссийске сняли с регистрации, а единственную мечеть в городе закрыли. Теперь у новороссийских мусульман есть лишь страничка в социальной сети «В контакте», судя по сообщениям в которой, они проводят пятничные молитвы в клубах и других непрофильных помещениях.

Кроме того, Новороссийск – это единственный город России, на гербе которого золотой православный восьмиконечный крест демонстративно попирает серебряный исламский полумесяц. Как пишут на сайте новороссийской администрации, это символизирует «историческую победу русского оружия над турецким». Но очевидно также, что такое, мягко говоря, неоднозначное сочетание религиозных символов может оскорбить граждан России, которые исповедуют Ислам, и быть воспринято ими как попрание их религиозных чувств. И если местная прокуратура, суд так щепетильно относятся к малейшим признакам противопоставления религий, считают недопустимой «положительную оценку враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признаку отношения к религии», то почему они не опротестовали сомнительную городскую символику и не потребовали запретить герб Новороссийска?

Так случайно ли, что именно в Новороссийске произошло скандальное событие с запретом перевода Корана? Малопонятная ситуация с местной мусульманской общиной и закрытием единственной городской мечети, другие приведенные выше факты заставляют сомневаться в этом. Наверное, сейчас не стоит увлекаться тотальной критикой власти и возлагать вину на всю государственную систему. Мусульманским лидерам и юристам России здесь стоило бы проявить больше практической активности, чтобы более предметно и на месте ознакомиться с положением дел в Новороссийске. Пообщаться там с представителями городской и краевой власти, выслушать местных мусульман, попытаться, наконец, разобраться, что там, в этом отдельно взятом регионе и городе, реально происходит. Было бы хорошо и разумно, если бы туда направилась солидная делегация, состоящая из представителей ведущих и авторитетных духовных управлений мусульман страны, включая, разумеется, и ДУМ Татарстана. И было бы замечательно, если бы в эту делегацию вошли компетентные и конструктивно настроенные эксперты, депутаты, члены Общественной палаты России, государственные руководители федерального звена и представители Русской православной церкви.

В Новороссийске живет много православных людей, там много христианских храмов и сильно влияние церкви. Думаю, это влияние православных, мусульманских организаций нужно направить на укрепление взаимопонимания и дружбы между народами страны, чтобы пресекать любые провокации еще на ранней стадии. В этот непростой час, когда единство российских народов подвергается почти непрерывным атакам и вызовам, нам всем нужно быть вместе. Только сообща мы сможем справиться с общими для всех нас угрозами.

 

Фэргат Давлетжан, социолог, публицист

Социальные комментарии Cackle