Почему молодежь стремится в радикально настроенные группировки? Каким образом некоммерческие культурные организации могут помочь в решении вопросов этноконфессионального взаимоуважения? Насколько успешным может оказаться взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций в качестве гаранта стабильного развития общества и государства? Каковы психологические предпосылки к вовлечению женщин в экстремистскую деятельность? Это лишь часть тех многочисленных вопросов, которые поднимаются в эти дни участниками Молодежного этноконфессионального форума, который с 17 по 19 марта проходит в Пятигорске.
Инициатором проведения Форума выступила Международная Исламская Миссия, которая является старейшей исламской организацией России (учреждена она в 1962 году). Особое внимание в своей работе МИМ уделяет Северному Кавказу, а с 2015 года и Республике Крым. Так, на протяжении последних пяти лет Международной Исламской Миссией при поддержи НБФ «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» осуществляется программа по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и духовно-нравственному просвещению молодежи. Начиная с 2012 года, при поддержке МИМ в регионах реализовано более 100 социальных проектов, в которых приняло участие более 75 тысяч человек.
По словам организаторов, основная цель Форума – утверждение ценностей гражданской солидарности, содействие гармоничному сосуществованию и конструктивному взаимодействию молодежи различных этнических и религиозных сообществ и создание условий для межнационального и межконфессионального диалога. Причем, как было отмечено, нет приоритета по региону проживания – в этом году на форум приехали делегации из Республики Крым, Удмуртии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Москвы и Республики Татарстан. Всего на Молодежный этноконфессиональный форум было подано более 200 заявок, из них 130 счастливчикам выпала удача оказаться в числе участников трехдневного интенсивного образовательного мероприятия.
Обмен опытом в области деятельности по гармонизации этноконфессиональных отношений; создание условий для формирования и развития сетевых форматов взаимодействие в деятельности по гармонизации этноконфессиональных отношений и духовно-нравственному воспитанию молодежи – именно такие задачи ставят перед собой организаторы Форума.
Уникальность такого события заключается в том, что оно призвано стать многофункциональной диалоговой, образовательной и практической площадкой, которая позволит не просто собрать в одном месте последователей исламских, христианских и иудейских религиозных организаций, а также представителей органов государственной власти, экспертов, ученых, представителей сложившегося гражданского сектора и потенциального актива гражданского общества из СКФО, Республики Крым и других регионов страны, но и обсудить сложившиеся в поликонфессиональой российской среде проблемы и разработать стратегию эффективного противостояния современный мировым вызовам.
Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является непрекращающийся рост ухода молодых юношей и девушек в ряды радикально настроенных организаций, совершающий множество террористических действий. По словам одного из экспертов, приверженцы экстремистских идей уверены в том, что если умереть вне исламского государства, то велика вероятность попасть в ад. Зачастую при активной агитации используются слоганы подобного характера: «Победа или рай».
- Отсутствие необходимых знаний, полное невежество в религии – вот бич нашего поколения. К этому примешивается еще и военный романтизм, который становится катализатором для молодежи.
Молодое поколение должно понимать, что все эти лживые ассоциации исламом приводят к все более ярой исламофобии, что не может не вызвать гнев Всевышнего Создателя. А ведь ислам – это та религия, которая позволяет людям приобщаться к другим культурам, напомнил собравшимся эксперт Сергей Зязин. По его мнению, делать упор лишь на вероубеждение нельзя. Здесь есть еще ряд иных причин, которые идут бок о бок, действуют одновременно, давая усиливающий эффект на умы.
- Эти причины сначала надо расчленить, а потом уже собрать их воедино и понять, почему человек повел себя именно так.
Одним из таких факторов является социальная сторона жизни: юноши и девушки перестали делать выводы, сами помогая собственному оболваниванию. Они перестали общаться с учителями, не желая получать знания у реальных учителей, а предпочитая обращаться к "Шейху Google".
Говоря о появлении всевозможных организаций террористической направленности, нельзя оставить в стороне и тот факт, что во время войны в Афганистане появилось немало муждахедов, которые в итоге остались не удел и нашли своеобразный выход из ситуации бездействия – обвинения мусульман в неверии. На такой благодатной почве в борьбе за власть и созрел Талибан.
- Традиционный ислам не смог вовремя дать отпор зарождающемуся радикальному движению, - констатировал Юрий Шевко. – Сам ислам понять не так просто, поскольку идет активная подмена истинных ценностей лживыми религиозными течениями. Считаю, что на идеологию надо отвечать идеологией. Мы должны усилить контрпропаганду, используя те нарративы, к которым обращаются вербовщики.
Безусловно, свою роль в этом процессе повсеместной радикализации играет и глобализация, когда человек предоставлен самому себе. Здесь в ход вступают уже молодежные организации, коллективы сверстников. Для них ислам – связь со своей диаспорой. Через такие группы и можно доносить истинные идеалы многоконфессиональной и многоэтнической России. Этнический фактор ислама в настоящее время имеет место быть: если раньше возникало полное отторжение национальных черт, то сейчас старшее поколение предлагает сплав религии и культурный особенностей каждого народа.
Сейчас у людей наблюдается всплеск интереса к религии, вот только где они изучают и к кому обращаются. С сожалением некоторые участники форума отметили, что авторитет имама за последние годы значительно упал, а интеллектуальный уровень мусульманской общины резко снизился. Имам – это тот, кто стоит впереди. Сейчас же он не находится на должном уровне: лишь стоит впереди в намазе.
При общении с молодежью нужно использовать понятные им термины, говорить на их языке, использовать имеющиеся мультимедийные технологии, связать язык теологии с той реальностью, в которой живет молодое поколение. К потере авторитета религиозного служителя приводит и иной раз отсутствие необходимым знаний, уход от ответа, нежелание общаться с молодыми или вновь прибывшими мусульманами. Все это играет на руку вербовщикам. Безусловно, человек сам, в первую очередь, должен получать знания, а мусульманин должен идти на разговор напрямую, а не пытаться противоборстовать, идти на конфронтацию.
Не менее остро в разработке концепции эффективного противостояния радикализации стоит вопрос авторитета. К сожалению, дети стали все реже прислушиваться к родителям. А последние зачастую и становятся тем катализатором, способствующим уходу ребенка в подобные деструктивные организации. Проявляя свой родительский страх, все увеличивая опеку над своими детьми, старшее поколение перегибает палку, что приводит к уходу детей в подполье. А ведь послушание Всевышнему и уважение родителей – это два компонента, которые не могут существовать друг без друга.
Истинно исламское поведение позволит разрушить существующие вокруг ислама стереотипы.
В рамках Форума также запланирована презентация социальных проектов, направленных на гармонизацию этноконфессиональных отношений (конвейер молодежных проектов). Лучшие проекты получат финансовую поддержку.
Ильмира Гафиятуллина, Пятигорск