Мусульманский туризм и его перспективы в мире и в Татарстане


12 апреля 2013 года в Российском исламском университете состоялась очередная встреча кружка исламской экономики. На этот раз встреча была посвящена мусульманскому туризму и его перспективам. К участию в круглом столе, кроме преподавателей кафедры исламской экономики и управления и студентов, были приглашены генеральный директор ЗАО «Балкыш», Центра мусульманского туризма и отдыха «Рахат-тур» Рушан Мустафин, а также дизайнер мусульманской одежды стиля «Bella Kareema» Диляра Садриева, которая стояла у истоков организации халяльного отдыха в РФ.

Работа круглого стола началась с доклада преподавателя кафедры Габбасова Рината, он рассказал присутствующим об индустрии туризма в целом, а также о таком его важном сегменте как халяльный туризм. Затем последовал доклад Рушана Мустафина и выступление Диляры Садриевой. Предлагаем вашему вниманию доклады участников данного круглого стола.

Доклад Габбасова Рината о туризме и исламском туризме


Туризм является не только крупнейшей отраслью услуг, но и в целом, одной из наиболее значимых отраслей мирового хозяйства, и по данным 2011 года занимает четвертое место после топливной, химической и пищевой промышленности. Отрасль растет также стремительно, как и возможность людей путешествовать. Сегодня, туристический сектор породил новые рынки в соответствии с новыми требованиями времени. Одним из наиболее динамически развивающихся среди данных рынков является рынок халяльного туризма.

Халяльный туризм или, другими словами, мусульманский туризм является особой сферой рынка туристических услуг, направленной на удовлетворение спроса мусульманского населения, выстраивающего и регулирующего свою жизнь в соответствии с требованиями шариата. Мусульмане такие же люди, как и другие. Они тоже нуждаются в отпуске, отдыхе, оздоровлении и развлечениях. Количество мусульман, а следовательно и туристов мусульман, с каждым годом растет, растут и соответствующие требования к халяльности туризма. Под халяльностью подразумевается не только халяльная еда, но и вся концепция организации путешествия, начиная от изоляции верующих от алкогольных напитков и их употребляющих, и заканчивая разделением полов при отдыхе, если разнополые не являются супругами или родственниками.

Туризм занимает очень важное место в Исламе. Согласно арабскому языку, например, слово туризм тождественно путешествию, под которым подразумевается любое перемещение из одной местности в другую на расстояние свыше 90 км. Для путников действует целый ряд послаблений в совершении богослужений, а также путники относятся к одной из категорий людей, помощь которым является благим делом.


Путешествия не ограничены лишь целями досуга и отдыха, они также осуществляются для коммерческих целей, а также для реализации религиозных предписаний, например хаджа и умры. Кроме того, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) еще до пророчества был торговцем, и мусульмане переняли его отношение к торговле и путешествию, что составило добрую часть сунны. Например, Посланник Аллаха (мир ему), говорил: «Путешествуйте, и обретете здоровье и имущество» (ас-Сунан аль-кубра, Байкахый, 12589).

А в Священном Коране есть не менее десяти аятов, содержащих в тех или иных формах словосочетание «путешествия по земле». Например, в 20-м аяте суры «аль-Анкабут» сказано: «Скажи: "Ступайте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз…». А в 36-м аяте суры «ан-Нахль» говорится: «…Ходите же по земле – и вы увидите, каков был конец опровергавших [божественное откровение]». Мнение мусульманских богословов касательно путешествий в целом одобрительное, но путешествия должны быть привязаны к пользе для человека. Ни для кого не секрет, что путешествия раскрывают горизонт сознания, помогают снять рабочий стресс, дают человеку вдохновения и новые творческие силы. А главное, преподают размышляющему человеку урок. Всевышний Аллах в суре «аль-Анам» говорит: «Скажи (О, Пророк): «Пройдитесь по земле и посмотрите, каким был конец тех, которые сочли ложью истину».

Статистика показывает, что мусульмане внимают аятам Всевышнего Аллаха и хадисам Его Посланника (мир ему). Расходы путешественников из мусульманских государств растут быстрее, чем в среднем по миру, и могут увеличиться более чем на 50% к 2030 году - со 126 миллиардов долларов в 2011 году до 192 миллиардов.

Согласно мнению экспертов, в ближайшие годы мир ждет бум исламского туризма. Прежде всего, речь идет об увеличении числа состоятельных мусульман, проживающих в богатых нефтедобывающих странах Ближнего Востока, которые стали путешествовать как никогда ранее, и эта тенденция набирает обороты.


На долю расходов туристов из исламских стран в 2011 году пришлось около 12,3% мировых расходов на путешествия (около 1 триллиона долларов). Из 20 стран мира, продемонстрировавших самые высокие показатели роста международного туризма в период с 2005 по 2010 годов, шесть стран оказались членами Организации исламского сотрудничества (ОИС). При этом рост расходов путешественников из Саудовской Аравии за указанный период составил более 145%, из Ирана - более 280%, Нигерии - более 1570%, ОАЭ - более 90%, Индонезии - почти 78% и Малайзии - более 83%.

Главными странами-донорами мусульманского туризма принято считать Саудовскую Аравию, туристы которой в 2011 году потратили на поездки более 23,8 миллиарда долларов. За ней следуют Иран, ОАЭ, Индонезия и Кувейт.

Среди немусульманских государств по уровню расходов исламских путешественников выделяются Германия (более 3,6 миллиарда долларов), Россия (более 3,4 миллиарда), Франция (почти 2,4 миллиарда) и Великобритания (почти 2,2 миллиарда).


Став за последние 6 лет одним из самых больших и быстрорастущих секторов мировой экономики, туризм непрерывно расширяется и диверсифицируется. Международный оборот туристических услуг вырос с 277 млн. долл. в 1980 году до $ 1,2 трлн в 2011 году. За последние 30 лет, туристический сектор в развивающихся странах (в который входит большинство мусульманских стран) показал более быстрый рост, чем в развитых. Ожидается, что до 2030 года данная тенденция сохраниться, и рост продолжится с опережением развитых стран в 2 раза.

 (продолжение следует)

Социальные комментарии Cackle