Как жили мусульмане после завоевания Казани?

После завоевания Казани и других восточных земель был создан Казанский приказ. Это была обширная административная единица, расположенная к востоку от Москвы и включавшая покоренное Казанское ханство, Урал и нижнюю часть Волги.

Во время завоевания Казани в 1552 году город и его жители подверглись таким же разрушениям и жестокости, которые Иван Грозный применял к большей части покоренных им земель.

За смертью Ивана Грозного последовал опустошительный голод 1601 года и Смутное время. Это был период нестабильности, гражданской войны и иностранного вторжения, продолжавшийся с 1605 по 1613 год.

Восхождение Алексея Михайловича на московский престол в 1645 году ознаменовало отчетливое изменение политики России по отношению к мусульманам.

Соборное уложение, новый российский правовой кодекс, изданный в 1649 году, содержал пункт, запрещавший мусульманам обращать русских в ислам «силой или обманом». Любой мусульманин, уличенный в этом, должен был быть сожжен на костре.

В 1651 году Алексей Михайлович запретил Касимовскому ханству, небольшому мусульманскому буферному государству, основанному Московским государством в 1452 году, и единственной мусульманской правящей династии в пределах России, общаться с мусульманами из других стран, включая дипломатов и гонцов из Ирана, Бухары, Хорезма и Ногайской Орды, которые проезжали через ханство на пути в Москву и обратно.

К 1660-м годам восточная окраина Казанского края становилась все более опасной. В феврале 1662 года Ирка-мулла, казанский мусульманин, посланник Москвы к калмыцкому правителю Абылаю Таши, был ограблен Арслан-беком и его башкирскими последователями в окрестностях Уфы.

Он сообщил об этом царю и потребовал их наказания. К октябрю группа башкир объединилась с Абылаем и напала на населенные пункты вокруг Уфы и Мензелинска.

Алексей Михайлович призвал чиновников из Казани и Перми собрать армию из новокрещеных подданных, татар-мусульман, мурз и чувашей, чтобы остановить и разбить разбойников, прежде чем они смогут перейти реку Каму и угрожать Казани.

Восстание Степана Разина принесло еще больше насилия в Казанский край. Разин обратился к мусульманским духовным лидерам и к казанской знати с призывами вступить в его ряды. Некоторые казанские мусульмане поддержали его, а другие нет.

Один из татарских мурз – Сафар Тенишев, описал в петиции 1671 года, как его жена и дети бежали в лес с домашним скотом, спасаясь от последователей Разина.

Начало 1680-х годов нанесло еще несколько ударов по казанским мусульманам. В 1680 году на Среднее Поволжье обрушился сильный голод, унесший жизни тысячей людей.

В том же году Алексей Михайлович вернул новокрещеной татарской знати Романовского уезда земли, которые ранее были у них конфискованы, и освободил их от государственной службы на три года в награду за их обращение в христианство.

В 1681 году его сын, царь Федор, издал декрет о конфискации земель мусульманской знати, отказавшейся принять христианство. Вскоре оставшаяся нехристианская знать Романова и Ярослава подчинилась. Однако большинство мусульманской знати отказывалось от крещения и тем самым лишалось всех привилегий.

В том же 1681 году умерла мать последнего касимовского хана Фатима-султан. Ее сын, последний хан, скончался за два года до этого. Вместо того, чтобы назначить новую династию, Касимовское ханство было распущено, а его территория вошла в состав Казанского приказа.

Это ханство было создано москвичами в качестве буферного государства между Москвой и Казанским ханством.

Тем не менее, после русского завоевания Казани Касимовское ханство с его тюркско-мусульманским царским двором служило последним оплотом мусульманского правления, сохраняя историческую связь с Золотой Ордой.

Это позволяло казанской мусульманской аристократии и духовенству считать, что они все еще жили на мусульманской земле, несмотря на то что находились под властью православного царя и служили в его армии.

В 1682 году человек по имени Сайид Джафар появился среди башкир и стал призывать их принять ислам и жить по законам ислама. В более поздних историях он был назван святым (авлия).

В одних источниках его называют ханом башкир, а в других – человеком, стремившимся стать ханом. Поэтому некоторые башкирские лидеры не хотели, чтобы он стал ханом. Они перешли на сторону русских и ополчились против него и его сторонников.

Это противостояние продолжалось до 1683 года и, согласно казанским мусульманским источникам, много людей погибло.

В целом весь XVII век стал для мусульман Поволжья сложным периодом со множеством лишений и утрат. В первой половине XVIII века эта тенденция продолжилась, и лишь при Елизавете Петровне и Екатерине II начались некоторые послабления.

Основной источник:

Исследования Даниэллы Росс

Тайны надмогильного камня в мечети Марджани
Наверное многие посетители мечети Марджани обращали внимание на надмогильный камень, находящийся на 2-м этаже мечети, который замурован прямо в стену. Откуда он и как там оказался?
05.08.2021
2995
Социальные комментарии Cackle