Предлагаем нашим читателям интервью с председателем Духовного управления мусульман Ставропольского края, муфтием Мухаммедом хаджи Рахимовым.
Первый вопрос – о пропавшем имаме Ш. Хубиеве. Чем закончилась история исчезновения имама? На сайте ДУМ размещена новая информация о нём, но не сказано, где он и что с ним. Не могли бы прокомментировать случившееся?
Мухамед хаджи Рахимов: Шамиль Хубиев должен был приехать в Духовное управление, но он так и не приехал. Что с ним стало – мы не знаем.
В Ставропольском крае по решению суда в образовательных учреждениях официально запрещен хиджаб и разобран минарет мечети в Пятигорске, который так долго строили. В соседних регионах аналогичные проблемы до судов не доходили. Запрет хиджаба, диктующий отсутствие в детях религиозной духовности, дал обратный результат: школа и решение суда не переубедили детей и родителей-мусульман.
Мухаммед хаджи, Вы не пытались донести назревавшую социальную проблему до Полпреда Президента Александра Хлопонина? Возможно, он пересмотрел бы социальный кризис и отменил в административном порядке указ губернатора о школьной форме в Ставрополье?
М. Р.: Во-первых, мы живем не в атеистическом государстве, а в светском, и государство должно идти навстречу верующим, не мы должны снимать с повестки эти вопросы, это прерогатива власти.
Демонтаж минарета
Нормы шариата и каноны исламской архитектуры никем не отменены, здание без минарета превратится в непонятный новодел. В Чечне Рамзан Кадыров строит мечети одна грандиознее другой, куда тянутся правоверные разных поколений. ДУМ Ставрополья не ставил вопрос на повестку рассмотрения с приглашением архитектора Пятигорска?
М.Р.: Мы сейчас официально подали заявку на строительство мечети. До этого у нас заявки не было. Мы находимся на частном землевладении. Иншаа-Аллах, когда дадут нам землю, мы там построим мечеть по всем канонам шариата.
Мечеть – объект исламской культуры и архитектуры, а не случайность в глазах светского общества, и ислам – не секта, а вторая мировая религия, дающая основание на строительство достойной мечети. Второй аргумент – до русско-кавказской столетней войны на этих землях жили мусульмане – адыги (черкессы). Мухаммед хаджи, каково Ваше видение перспектив здания без минарета?
М.Р.: Мы арендуем это помещение, оно частное. Мы нарушили некоторые прерогативы градостроительства, поэтому официально мечеть будет построена на новом отведенном месте со всеми атрибутами шариата.
Какова примерная численность мусульман, проживающих в Пятигорске с пригородной зоной, какова их позиция в данном вопросе?
М.Р.: Численность мусульман, если считать по мечети, по пятницам приходит до полутора тысяч.
Земельный участке под строительство мечети – формально или реально?
Вами и чиновниками рассматривался удаленный от города вариант – безлюдное место, пустырь. Мухаммед хаджи, в силу каких причин Вы соглашаетесь на политику выноса исламской мечети за пределы Пятигорска? Совпадает ли Ваша позиция с желанием мусульман-коренных жителей Пятигорска в этом вопросе?
М.Р.: Мусульмане в основном приходят в мечеть по пятницам. В Исламский центр, в котором мы находимся, можно прийти и помолиться, но он не рассчитан на 6-10 тысяч верующих, которые приходят на намаз, поэтому самый удобный вариант, как сейчас делают в исламских республиках, вывод центральные мечети за город. Инфраструктура Пятигорска практически не в состоянии вместить такое количество верующих.
На каком уровне вопрос о строительстве мечети, есть ли официальное надлежащее решение властных структур о выделении земельного участка под строительство исламской мечети, чтобы пятигорский проект не свернули бы аналогично московскому?
М.Р.: Выбранное место принадлежит частному лицу. Администрация на каких-то взаимных условиях будет договариваться о передаче этой земли под нашу юрисдикцию.
Кто-то в ДУМ Ставрополья ведет данный вопрос в юридической плоскости?
М.Р.: Да, заместитель муфтия –Аслан Шаманов занимается этим вопросом.
На каком уровне вопрос бюджетного обеспечения и готовится ли проект мечети?
М.Р.: Как мы получим землю, тут же будем делать проект. Так как пока земли нет, о проекте говорить, мне кажется, преждевременно. Мечети всегда строятся и строились народом. Этот пример, наверное, мы и продолжим.
Этно картина уммы
Мусульманское сообщество Ставропольского края отличается обилием этносов, – коренных кавказских и среднеазиатских. Трудно ли руководить такой поликультурной уммой? Чему Вы посвящаете проповеди и как решается языковой барьер в мечетях Ставрополья?
М.Р.: Всех прихожан объединяет одна религия, то, что они исповедуют ислам, у нас нет никаких противоречий, у нас нет никаких трудностей, так как проповедь на русском языке.
Как Вы оцениваете светские тренинги на тему межконфессиональной толерантности, посезонно проводимые московским Фондом поддержки исламской культуры, развития и образования в Пятигорском лингвистическом госуниверситете? Какой эффект они дают?
М.Р.: Отношусь положительно, очень положительно. Чтобы ни проводилось, это проводится во благо верующих.
Исламская религия дается человеку в знаниях. Какие возможности в этом плане имеются у мусульман на территории Вашего края?
М.Р.: Такие же возможности, какие на всём Северном Кавказе, мы планируем открыть учебное заведение, мы строим учебное заведение, мы проводим курсы имамов, переподготовки имамов, отправляем за границу на переподготовку, то есть ведем плодотворную работу с имамами Духовного управления мусульман Ставропольского края.
Сотрудничество ДУМ Ставрополья с известным улеммом из Кувейта доктором Аделем аль-Фаляхом – оно долгосрочное?
М.Р.: Долгосрочное, и имеет большие перспективы.
В ДУМ Ставрополья проводятся мероприятия центра «Аль-васатыйя -Россия», носят ли они системный характер, и что Вы думаете о данном направлении современного Ислама применительно к кавказскому региону?
М.Р.: Нам необходимо поддерживать Аль-васатыйю, «аль-васат» это не радикализм, не какое-то отклонение, поэтому серединность ислама, это самый нужный шест на Ставрополье и на Северном Кавказе, а то и во всей России.
Светлана Мамий
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.