Как найти подход к молодёжи? Каким образом русская классика способна стать своеобразной, но очень эффективной прививкой против экстремизма и терроризма? С какого возраста надо начинать вести работу? Есть ли определённая совокупность качеств, которые становятся лакмусовой бумажкой при выявлении подверженных радикальной идеологии?
Вопросов очень много, но вот где искать ответы? Этим озадачились участники ежегодного Всероссийского форума «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде», который прошёл в Москве в эти дни. В традиционном мероприятии приняли участие порядка 800 делегатов из 81 региона Российской Федерации.
- Именно через психологические составляющие, которые касаются личностного уровня, то есть переживаний отдельно взятой личности, и идёт синтез всех остальных факторов, позволяющих затянуть человека в радикальные группировки, - уверен декан факультета психологии и философии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Мухтар Яхьяев, подчеркнув, что нужно не только в целом заниматься психологическим влиянием вербовщиков, но и психологией отдельной личности, что может стать более эффективным в противодействии разрушительным идеологиям. – В чём проявляется террористическая направленность личности, что становится катализирующим фактором? Это те люди, у которых существуют расхождения между тем, каким мир должен быть, и какой он есть. Отсюда и появляется стресс, возникает внутренний конфликт, который зачастую находит отражение во внешнем противостоянии, в том числе в рядах террористических организаций.
Отдельно стоит обратить внимание и на генетическую последовательность. Речь идёт о конфликте с окружающей средой, которое нагнетает состояние страха и приводит к отвращению и презрению ко всему окружающему миру. Появляется гнев, который выливается в террористических актах, которые дают его участнику лживое ощущение радости и удовольствия.
- Не стоит забывать о любви к идее, которая вместе с отношением к себе как к истинному носителю идеологии, приправленная ненавистью к другим, к миру, - хорошее поле для вербовщиков, которые пропагандируют доминирование силы. Чтобы с этим успешно бороться, мы должны внедрять дифференцированный подход, вести профилактическую работу на разных уровнях. Есть своеобразная пирамида террористического сообщества, исходя из которой можно понять, что среди студентов, среди молодёжи большая часть – это потенциальные рядовые члены организации, жертвы, редко из них могут получиться теоретики или технические функционеры. Они пушечное мясо. Мы должны вести свою работу, опираясь в том числе и на эти данные.
Камнем преткновения в работе с молодёжью, по мнению участников форума, является их нежелание признавать авторитет старшего поколения. Как отметил представитель Чеченской Республики, более эффективно будет, если со студентами, с молодыми людьми будут беседовать на их языке их же сверстники, к которым у них больше доверия, нежели к людям более старшего поколения.
Ещё одним форматом успешной работы по противодействию разрушительным идеологиям является огромный, неизученный потенциал русской классической литературы, в которой есть всё, которая в умелых руках может стать наиболее действенной прививкой против чуждых, деструктивных организаций, уверена Миясат Муслимова, проректор по научно-методической работе Дагестанского института развития образования.
- Сейчас идёт борьба за сознание человека. Мы должны использовать тот потенциал, который лежит в литературе. Возьмите, к примеру, «Бесов» Достоевского – это же наглядный рассказ о том, как действует вербовщик, какие слова использует, как втирается в доверие. Нужно мобилизовать гуманитариев, через литературу доносить до нашей молодёжи нежизнеспособность и извращённость радикальных группировок. Для человеческого духа характерно стремление реализовать себя. Для Кавказа это стремление трансформируется в героику, которая сейчас под воздействием чужеродных идей превращается в извращённое богатырство. Но стоит помнить также о том, что открыто говорить тоже опасно. Насколько наша молодёжь вообще готова говорить? И с кем она желает вести диалог, желая быть услышанной и понятой?
По мнению начальника отдела по работе с религиозными организациями и профилактике экстремизма Министерства Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений Артура Цаллагоева, единого подхода в предотвращении угрозы экстремизма и терроризма не может быть в принципе, поскольку каждый регион, каждый город имеет свои особенности, свою историю. С участием психолога необходимо разрабатывать отдельные подходы. В том числе, не лишними будут и регулярные курсы повышения квалификации, курсы по введению в ислам, ознакомление с исламской терминологией и основами исламского вероучения тех, кто ведёт профилактическую работу.
- Как бы банально это не звучало, но нужно вести работу по воспитанию патриотизма, но именно через труд. Нужно внедрять тезис, что молодёжь – не только наше будущее, но и настоящее нашей страны.
Всего работа форума шла по пяти направлениям:
- «Современные методики выявления среди учащихся лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма, и организация индивидуальной профилактической работы с ними»,
- «Формирование антитеррористического сознания в студенческой среде»,
- «Практика подготовки специалистов и методическое обеспечение противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде»,
- «Воспитание детей и молодёжи в образовательных организациях и семье как основа формирования их антитеррористического сознания»,
- «Актуальные вопросы организации работы по формированию антитеррористической грамотности среди учащихся при общении в сети Интернет».
Результатом двухдневной напряжённой и плодотворной работы стало принятие итоговой резолюции на пленарном заседании и обмен позитивными практиками по предотвращению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи.
К примеру, было предложено создать федеральные и региональные интернет-центры, разрабатывающие и предлагающие российским вузам электронные материалы контрпропагандистской направленности в режиме on-line; применять успешные практики противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде с целью систематизации действенных факторов влияния на мировоззренческие установки молодых людей в формировании антитеррористического сознания; расширить спектр внеучебной активности; воспитывать у молодёжи чувство ответственности за будущее страны и народа.
Ильмира Гафиятуллина