В особо крупных и не очень размерах: коррупция с точки зрения ислама

Фото: Stokkete/ shutterstock.com

Фото: Stokkete/ shutterstock.com

Коррупция с точки зрения ислама

Коррупция, широко распространенная проблема, затрагивающая различные общества во всем мире, недвусмысленно осуждается исламом.

Благородный Куръан и хадисы пророка Мухаммада ﷺ   содержат четкие указания относительно моральных последствий взяточничества, подчеркивая ответственность и последствия как для дающего, так и для берущего.

Власть — это несомненно ответственность и любой, наделенный ею человек, использующий «свое кресло» для личного обогащения, а не служения обществу, совершает грех. Поскольку в Судный день Аллах непременно отделит таких от общей массы, также как взяточник в свое время обособлял себя от других ворованным богатством и слепой беспечностью.

Коррупция — болезнь многих обществ. История как зеркало нещадно демонстрирует нам, как некогда великие государства, возглавляемые ненасытными тираническими правителями, буквально сгнивали изнутри: в их дворцах царствовала вопиющая роскошь, а за ее стенами голодал бедный народ.

Так, во времена халифата Омейядов распространенность взяточничества и коррупции привела к общественному недовольству и, в конечном счете, к падению их правления, поскольку люди искали справедливости и прозрачности. Уроки истории подтверждают истину о том, что системное присутствие коррупции может подорвать даже самые могущественные институты.

Сегодня общественность, к сожалению, мало чем отличается от своих предшественников. Так, по последним данным, только за 8 месяцев с начала 2024 года на горячую линию Уполномоченного при Раисе РТ по защите прав предпринимателей поступило 1508 обращений от татарстанских предпринимателей. Что уж говорить о всей России или мире в целом.

Фото: NataVilman/ shutterstock.com

Фото: NataVilman/ shutterstock.com

В исламе приобретение любого имущества дозволительно лишь законным, прозрачным путем.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو، قَالَ:» لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الرَّاشِي وَالْمُرْتَشِي«

Что в переводе значит: «Аллах проклял того, кто даёт и берёт взятку» (Сунан Абу Дауд, 3580).

Этот мощное заявление подчеркивает серьезность, с которой ислам относится к взяточничеству, подчеркивая, что оба действия в равной степени греховны и заслуживают божественной кары.

Незаконное приобретение любого имущества запрещено и является величайшим грехом. К недозволенному приобретению имущества относятся: кража, вымогательство, присвоение имущества, вверенного на хранение.

Имущество, приобретенное ростовщичеством или другими запрещенными путями, также считается запретным. Пользоваться таким имуществом человек не имеет права. Из этого следует, что материальные ценности в виде взятки также являются незаконными.

В Благородном Куръане есть аят:

«Не проедайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы незаконно есть часть имущества людей [путем дачи взятки и лжесвидетельства], в то время как вы знаете [что совершаете недозволенное и греховное]» (сура Аль-Бакара, аят 188).

Посредством взяток, люди занимают должности, которые не заслуживают, поступают в вузы, садики, занимая места людей, которым эти места положены по праву. Взятки порождают обман и изменяют привычный и должный порядок вещей, поддерживают лжецов и притесняют честных.

Люди забывают о справедливости, становятся зацикленными исключительно на материальных выгодах, злоупотребляют своим положением. И это лишь малая часть тех несправедливостей, которые собственноручно чинят взяткодатели и взяточники.

Если у человека есть его должность и есть оплата за его труд, все, что он возьмет сверх этого, будет считаться украденным, именно об этом и говорил Посланник Аллаха ﷺ:

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ بُرَيْدَةَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:
»مَنِ اسْتَعْمَلْنَاهُ عَلَى عَمَلٍ فَرَزَقْنَاهُ رِزْقًا، فَمَا أَخَذَ بَعْدَ ذَلِكَ فَهُوَ غُلُولٌ«

То есть: «Если тот, кому мы поручили какое-либо дело и определили жалование, возьмет что-то сверх этого, то данное действие будет незаконным присвоением имущества» (Абу Дауд).

Мусульмане должны быть предельно внимательными в том, откуда получают средства и на что расходуют: «наверное, можно», «кажется, халяль» – это термины не должны использовать верующие люди, для мусульман любые сделки, работа и оплата должна быть прозрачной от начала и до конца.

Фото: sabthai/ shutterstock.com

Фото: sabthai/ shutterstock.com

Судьям и чиновникам запрещены не только взятки, но и подарки, так как, учитывая занимаемую ими должность, это может трактоваться по-разному.

Коррупция – преступление как с точки зрения уголовного кодекса, так и норм шариата. Для взяткодателя – это способствование распущенности должностных лиц, потеря собственного достоинства, для взяточника – это злоупотребление своим положением в целях получения неправедной прибыли, нарушение прав других.

Как дающий, так и берущий способствуют распространению несправедливости в обществе и мешают его нормальному развитию. Взятки порождают несправедливость и способствуют ее распространению, нарушают нравственные принципы, устанавливают между людьми исключительно потребительские отношения.

Наш любимый Пророк ﷺ, говоря: «Я надеюсь предстать перед Аллахом, не совершив какой-либо несправедливости по отношению к другим людям» (Абу Дауд, Бую, 49), имел в виду свою чуткость к правам человека и общества.

Быть предельно внимательными не только к своим правам, но и правам общества и его имущества – это необходимость для каждого верующего.

Всевышний Аллах по этому поводу предупреждает нас следующим образом: «Пророк не будет присваивать себе трофеи. Кто поступает так, придет в Судный день с тем, что он присвоил. Затем каждый сполна получит, что заслужил, и им не причинят зло» (сура Али Имран, аят 161).

Посланник Аллаха ﷺ открыто показал свое недовольство в отношении тех, кто нарушает общественные права и даже не присутствовал на поминках тех, кто украл общественное имущество (Муватта, Джихад, 23).

Он своим личным примером установил образцовую модель лидерства, в которой приоритетными были прозрачность и подотчетность.

Священный Коран недвусмысленно осуждает коррупцию и нечестные сделки.

В суре «Аль-Бакара» Всевышний говорит:

«И не растрачивайте богатства друг друга несправедливо и не отправляйте их [в качестве подкупа] правителям, чтобы [они помогли] вам [растратить] часть богатства народа во грехе, хотя вы знаете, что [это незаконно]» (Аль-Бакара, 188).

К сожалению, сегодня есть бесчисленные примеры нарушений человеческих и общественных прав. Примерами нарушения прав являются: посягательство на чужое, неправомерное присвоение государственной собственности, незаконное использование электричества и воды, утаивание налогов, злоупотребление предоставленными правами и полномочиями, дискриминации между людьми при предоставлении государственных услуг и получение взятки.

Те, кто покушается на жизнь, собственность, честь людей, наносят ущерб общественному имуществу, не смогут уйти от наказания за совершенные ими несправедливости и обязательно будут наказаны в будущей жизни.

Любимец Аллаха ﷺ повелел в свое время мусульманам: «Пусть никто не смеет брать даже малейший участок земли, на который у него нет прав. Иначе Аллах в семь раз больше этого участка обвяжет вокруг его шеи» (Бухари, Мазалим, 13).

Ключом к вечному вознаграждению и спасению от наказания является воздержание от нарушения чужих прав. По этому поводу Пророк ﷺ следующим образом высказал свое мнение: «Кто совершит такие несправедливости, как покушение на честь, достоинство или имущество своего брата по религии, пусть человек попросит прощение и возместит ущерб до того, как наступит день, когда золото и серебро не будут иметь никакой ценности (Судный день). В противном случае, если у него есть праведные дела, то в Судный день, они будут отданы тому, по отношению к кому грешник совершил несправедливость. А если у него не окажется праведных дел, то грехи обиженного им будут возложены на него» (Бухари, Мазалим, 10).

Поистине, коррупция похожа на раковую опухоль на теле человека. У нее множество проявлений, она постоянно принимает новые формы. Подобно медикам, проводящим дни и ночи в лабораториях, теоретики и практики в области общественных наук продолжают исследовать новые способы борьбы и сдерживания этого «недуга».

Однако ислам уже давным-давно все четко разграничил и установил правила идеального общества, где объяснены принципы харама и халяля и даны все установки жизни по законам шариата.

Чтобы в Судный день не оказаться среди банкротов, люди должны повысить свою осведомленность о чужих правах и придерживаться этической жизни. Создание высоконравственного общества, культуры поддержания честности, прозрачности и подотчетности, информирование о пагубных последствиях коррупции помогает бороться со всеми ее формами.

Коррупция, одновременно подрывая общественные структуры, также уничтожает духовную составляющую человека. Ислам призывает к справедливости в управлении обществом. И потому каждый, кто нарушил права других, должен вернуть им долг и получить прощение до того, как до него дойдет кара Божья.

Земная жизнь всего лишь испытание для всех нас. Пусть Всевышний убережет каждого от неверных поступков и плохих советчиков. Амин.

Что ислам говорит о коррупции?

Социальные комментарии Cackle