Пророк ﷺ сказал: «Причиной того, что Хызыр назван Хызыром (Хадыром) является следующее: Когда Хызыр садился на какое-либо место, где не росла трава, внезапно это место покрывалось зеленью за спиной Хызыра».
Известно, что до получения прозвища Хызыр его звали Балья, Йаса, Амир, Кальян или Ахмад, а его куньей был Абу’ль-Аббас. Согласно преданию, Хызыр ‘алейхис-салям испил из родника живой воды, поэтому ему была дана долгая жизнь. В преданиях говорится, что этот родник бил у основания одного дерева, все, что попадало в него, оживало, что рыба почтенного Мусы ‘алейхис-салям также ожила из-за этого родника. Согласно мнению большинства ученых, Хызыр является пророком. Потому что в Коране говорится: «Мы одарили его своей милостью», и эта милость, возможно, присуждает ему степень пророка. Кроме того, аят со смысловым толкованием «Мы одарили его знанием…» только подтверждает данную мысль. Затем то, что пророк Муса ‘алейхис-салям последовал за ним, также считается доказательством того, что он является пророком. Потому что пророк может последовать только за другим пророком.
Жив ли Хызыр ‘алейхис-салям?
Вопрос, относительно которого существует много разногласий – это жизненное состояние Хызыра. Согласно утверждению Шариха Айни, большинство ученых из числа открывателей правды, признают, что Хызыр живет в настоящее время и его можно увидеть в степях. Сообщается, что Умар Ибн Абдульазиз, Ибрахим Ибн Атхам, Бишр аль Хафи, Маруф Кархи, Джунайд, Ибрахим Хавасс видели Хызыра, имеется множество рассказов о жизни Хызыра. Только эта жизнь сопровождается обращением тела в душу, отказом от страстных и чувственных желаний и нужд, и это и есть истина.
В одном предании говорится, что среди людей есть четыре живых пророка и они обеспечивают безопасность жителям земли. Двое из них находятся на земле. Это Хызыр и Ильяс. А двое других находятся на небесах. Это почтенный Иса и почтенный Идрис ‘алейхимус-салям.
Другая часть ученых утверждает, что Хызыр умер.
Islam-Today