Шииты и сунниты разница. Текущая конъюктура

 

ШИИТЫ И СУННИТЫ - ТЕКУЩАЯ КОНЪЮКТУРА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Существует два фактора ведущих к эскалации конфликта между исламскими течениями, пишет в своей колонке в газете Zaman Али Булач. Первый это политический, второй - непосредственно связанный с различиями в понимании фикха, акыды и хадиса.

Политический фактор также можно разделить на два подфактора: текущий и исторический.  Сегодня попытаемся разобрать текущий политический фактор.

Роль данного фактора началась с иранской революции в 1979 г. За последние 250 лет человечество стало свидетелем трех революций, которые отличались от других своей философией, способом претворения в жизнь и результатами.  Первая - это французская буржуазная революция 1789 года.  В результате данной революции усилилась роль националистических движений, национальных государств, а также появились новые формы политической активности, основанные на принципах секуляризма, которые оказали влияние на запад Османской империи спустя полвека, а на восток – спустя полтора века. Кроме всего прочего, можно сказать, что французская революция сыграла немаловажную роль в распаде Османской империи. Идеи Октябрьской социалистической революции  1917 года в течении 20-50 лет охватили Восточную Европу и Азию.

Естественно подпадающая в эту же категорию иранская революция также должна была оказать собственное влияние. И это влияние ознаменованное потрясениями на Ближнем востоке стало ощущаться в течении 10 -30 лет .

В результате революции Иран стал одним из основных игроков на политической арене региона, а составляющие 20 % от общего количества мусульман шииты резко политизировались.

Шиизм  в основе своей является политическим течением, и так было на протяжении всей истории.  Однако новым является его выход на политическую арену как автономное течение под предводительством своих автономных лидеров после того как 12 имам скрыл себя.  Если не считать войну с Россией 1826 г., Табачное сопротивление 1890 г., Конституционную революцию 1906 г., процесс  автономизации начался в 1964 г. после массового убийства властями граждан 5 июня (15 Ходрат) и завершился в 1979 г. исламской революцией.  Свержение династии Каджаров  династией Пехлеви ознаменовало выход на первый план в Иране и регионе «персидского фактора».  Появление на политической арене иракских и других шиитов начинается в первой четверти 20-го столетия.  Например, фетвы таклид аль-марджи (самый авторитетный богослов шиитов – муджтахид, прим.переводчика) аятуллаха Махди аль-Халиси о запретности (харам) войны против турок в рядах англичан за Мусул, а также аятуллаха аль-Узма Мирза Хасана Ширази о недопустимости  проживания мусульман по властью неверных считаются точками отсчета.

Усиление влияния Ирана и шиизма в регионе это итог политики Запада в общем и США в частности.  С вторжением советских войск в Афганистан начался джихад. Вместо того, чтобы предоставить афганцам самим создать основанный на собственных религиозных традициях политический строй, США и Саудия ввязались в войну грубыми и ошибочными методами с целью окружения Ирана с востока. Не помогло.  Иран извлек выгоду из хаоса и спокойно развернул свою деятельность в Средней Азии, а шииты сформировались как автономный политический блок.

До нападения Саддама на Иран, составляющие 65% населения ираксике шииты, считались «гражданами Ирака» и даже воевали за Ирак. Однако позже Саддама охватила паранойя иранской  революции, а Запад незамедлительно воспользовавшись этим, провозгласил Саддама «ближневосточным авторитетом» и побудил его к нападению на Иран. В итоге Ирак превратился в руины, режим Саддама канул в лету, а огромное шиитское население заняло свое место на обновленной  политической арене, приобретя автономное политическое сознание. В этом процессе логично предположить, что шииты Бахрейна, ОАЭ и Аравийского полуострова также активизируются. Ливан уже давно политизировался за счет Амаля и Хезболлы. Между Сирией и Ираном заключен договор о стратегическом сотрудничестве (февраль 2005 г.).

Оставление палестинской проблемы на совести Израиля, бесчеловечная региональная политика США, использование Саудовской Аравией нетерпимой антишиитской ваххабитской идеологии, двойные стандарты и равнодушие Европы, слабость руководителей арабских стран все это способствовало усилению влияния Ирана в регионе. В этом процессе шиизм конечно же играет немаловажную роль, однако основная определяющая это не религиозное течение, а текущая политическая конъюктура. Текущее столкновение происходит не между шиитами и суннитами, а больше между шиизмом секуляризмом  и ваххабизмом.

Заман

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

СУННИТЫ И ШИИТЫ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СУННИТЫ ОТ ШИИТОВ?

РАЗЛИЧИЯ СУННИТОВ И ШИИТОВ. РАЗНОГЛАСИЯ, ИСЧЕЗНУВШИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ШИИТЫ И СУННИТЫ. РАЗНОГЛАСИЕ БУДУЩЕГО: МАХДИ ИЛИ ПРИШЕСТВИЕ 12-ГО ИМАМА

РАЗЛИЧИЯ ШИИТЫ И СУННИТЫ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ПЕРЕДАЧЕ ХАДИСОВ

ШИИТЫ И СУННИТЫ. НАМ НУЖЕН УМАР ИБН АБД АЛЬ-АЗИЗ

ЭРДОГАН: «МЫ ВРАГИ РЕЖИМА АСАДА»

ХРИСТИАНСКИЙ ПАСТОР УТВЕРЖДАЕТ - В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО ТУРЦИЯ СТАНЕТ МИРОВОЙ ДЕРЖАВОЙ

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ИРАНА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТУРЦИИ

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕЙСТВИЯ ТУРЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СИРИИ?

- ИРАНСКИЙ ГЕНКОНСУЛ: У ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ ЕСТЬ СТИХИ О «НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ» И ДАЖЕ ОБ ИМАМЕ ХУСЕЙНЕ

- В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭТО САМЫЙ ЛУЧШИЙ МОМЕНТ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИРАНОМ И ИРАКОМ

АЛАВИТЫ ТУРЦИИ ХОТЯТ ОСТАТЬСЯ «КЯФИРАМИ»

Социальные комментарии Cackle