
Фото: Igor Chus/ shutterstock.com
Арабское слово «шейх» буквально означает «старик», «старец». Во множественном числе имеет форму «шуйюх» и «машейих».
В тасаввуфе шейхом называют духовного наставника, лидера тариката. В значении духовного наставника также используют слова «пир» (перс. слово), «муршид», «устаз», «ишан» (перс. слово).
Шейх тариката похож на учителя медресе, однако есть различия в их функциях. Учитель объясняет урок, а шейх кроме передачи знаний, занимается духовным воспитанием, очищением души своих учеников, воспитывает любовь к Аллаху. Шейх, учитывая все индивидуальные особенности и способности своих последователей, указывает отдельные, особые пути для каждого.
Старается постепенно освободить сердца мюрида от жесткости. Если мюрид целиком доверяет и предан своему наставнику, он быстро развивается, совершенствуется и достигает «радости сердца».
Отношения шейха и муршида своей теплотой напоминают отношения отца и сына. Подобно тому, как пророки обладают «отцовскими качествами» по отношению к своей умме, так и шейхи, являющиеся представителями и наследниками пророков, являются своего рода «отцами» по отношению к своим мюридам. Поэтому в некоторых тарикатах вместо понятия «шейх» употребляются обращения «отец – баба» (турец. слово) и «дед – деде» (турец. слово).
Фото: Odua Images/ shutterstock.com
Настоящего шейха тасаввуфа можно определить по следующим трем качествам:
Первое качество:
Он должен быть ученым, хорошо знающим Куръан и Сунну.
Второе качество:
Он должен быть человеком, обладающим со вершенными нравственными качествами. Каждое его действие и слово напоминает об Аллахе.
Когда сподвижники спросили у Пророка ﷺ о том, кого можно считать любим цами Аллаха, он ответил: «Это те, при виде которых вспоминаешь об Аллахе» (Ибн Маджа).
Самые известные из прекрасных имен Аллаха – это «ар-Рахман» (Милостивый) и «ар-Рахим» (Милующий).
Авлия, любимые рабы Аллаха, сердца которых стали местом отражения этих сыфатов, очень милосердны и добры. Аллах – «Саттар аль-ʻуйуб» (Скрывающий недостатки рабов).
Авлия не ищут изъянов, а наоборот, скрывают их.
Аллах – «аль-Карим» (Щедрый), поэтому праведные рабы Аллаха тоже щедры и получают удовольствие от щедрости. Аллах – «аль-Гафур» (Прощающий), авлия тоже прощают ошибки и грехи людей.
Аллах – «аль-Халим» (Кроткий), авлия тоже обладают кротким нравом. Муршиды камиль (Совершенные наставники) являются друзья ми Аллаха. По этой причине они сильно отличаются от обычных людей. Их сердца близки к Аллаху, а в поклонениях – серьезность и смирение. Каждый поступок взвешен и обдуман.
Так как они идут за Посланником Аллаха ﷺ, их молитвы более принимаемы, чем у других людей. Тело их наполнено зикром, поэтому всегда, где бы они ни пребывали, распространяют ауру душевного покоя на окружающих.
Третье качество:
Для избрания муршидом недостаточно решения какой-либо группы людей. Назначение муршида происходит с позволения и разрешения другого муршида камиль, духовная родословная которого восходит к самому Досточтимому Пророку ﷺ.
Если же такое назначение не происходит, то духовная цепочка, именуемая «сильсиля», прерывается. По этой причине некоторые муршиды камиль, не найдя способного преемника, никого после себя не оставляют для продолжения пути.
Иногда муршиды камиль выбирают одного, иногда, как это сделал Халид Багдади (да будет милостив к нему Аллах), – не скольких преемников. Сокровенная мудрость таких явлений известна только Аллаху.
На основе издания Н. Сабирова «Тасаввуф»