Кыргызстан, Казахстан, США, Франция, Германия – где только не проживают представители татарского народа. В том числе и на территории Белоруссии есть своя татарская диаспора, которая проживает на этой земле уже более шести веков. Для них Белоруссия – их родина, которую далёкие предки защищали от врагов бок о бок с поляками и литовцами. Несмотря на то, что среди них остались считанные единицы, говорящие на родном языке, имена они до сих пор носят мусульманские. Их главное отличие от других местных жителей – религия Пророка (мир ему и благословение), Ислам, который они смогли сохранить в среде христиан, пронести через всю свою жизнь. Как складывается жизнь современных татар, как они сохраняют свою идентичность вдали от родины?
Согласно заповедям священной книги мусульман Корана, каждый мусульманин обязан выполнять обязательные предписания Ислама, составляющие основы мусульманского образа жизни: веры, молитвы, милосердия к беднякам (закят), поста и, если есть возможность, паломничества в Мекку.
Основополагающая догма мусульманской религии заключается в формуле: «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – его посланник». Господь Бог сотворил небо и землю, и всё, что существует. Он всемогущ и ясновидящ, ничто не укроется перед Его оком. Невозможно избежать Его справедливого суда... Господь Бог ниспослал пророку Мухаммеду через ангела Джибриля святую книгу Коран, который провозгласил истинную религию. Коран является главным источником знаний веры и жизни любого мусульманина. С. Кричинский пишет: «Литовские татары глубоко почитают Коран как святую книгу. Даже ребёнок никогда не держит его ниже пояса, целует его обложку и т.д. Рукописные Кораны и хамаилы носили тщательно завернутыми в холщовые полотенца».
Исследователи письменного наследия белорусских татар отмечают, что основное место в письменных источниках занимает «кораническая доктрина ислама», которой подчинено все повествование и которая является связующим звеном всех историй, наставлений и поучений. Так, на страницах самых ранних из известных науке славяноязычных арабскоалфавитных рукописей, датируемых серединой XVII в., находим утверждение единобожия, с которого начинаются повествования во всех этих рукописях: «першайа пана бога визнавати одиним богом иншого бога нит» (китаб 1446, 58а1,2); «пана бога йединого визновати и пророке и посла божего» (китаб 1446, 62б12, 13); «а то пак аного светние господар бог миластивий и над осподарами осподар адин» (полукитаб 893, 8а11,12).
Убеждение единобожия лежит в основе веры: в ангелов (особенно Джабраила, ангела откровения – примечание автора), в книги откровения (Коран и священные книги иудейско-христианского откровения, описанные в Коране), в пророков и в Судный день. Согласно мусульманской религии, душа человека бессмертна. После смерти умерший должен быть готов дать ответ на вопросы о вере и поступках, которые зададут ему ангелы. Поэтому татарин старательно учил наизусть так называемые шарты (арабск.) – записи, сделанные преимущественно по-белорусски, но в арабско-турецкой транскрипции; они касались загробной жизни и содержали ответы на вопросы, которые будут заданы умершим на том свете, религиозные пословицы и т.д. Правоверный мусульманин после смерти попадает в рай (фирдеус – от перс.), а грешника в загробной жизни ожидают адские муки. Небеса состоят из семи кругов, столько же кругов и в аду. Спасти душу можно молитвой и добрыми деяниями. Накануне конца света, «когда турок проспит свой утренний намаз (молитву)», среди людей появится Даджал – существо, соответствующее христианскому Антихристу [11, 94]. Всему должен наступить конец. В день Страшного Суда на глас трубы архангела Израфила умершие восстанут, и окончательно произойдет «отделение людей рая от людей ада» [3, 200].
Вторым столпом мусульманской веры белорусских татар является ежедневный молитвенный цикл (ас-Салят) из пяти обязательных молитв, которые читаются ранним утром, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и с наступлением ночи. Во время молитвы читаются молитвенные формулы и несколько аятов (стихов из Корана) или целых сур (разделов Корана). Все молитвенные формулы должны звучать на арабском языке, языке Корана. Поэтому необходимым условием мусульманской религии является умение читать Коран. «Религиозное воспитание в татарской семье, - отмечает С. Кричинский, - начиналось с обучения чтению Корана. Однако учителя ограничивались только обучением детей правильному произношению и пению арабских стихов святой книги. Самого арабского языка литовские татары не понимали, он был не понятен даже их священникам (муллам, имамам) и учителям. Оригинальный текст Корана литовские татары понимали с помощью переводов на доступных языках (белорусском, польском или русском), имеющихся в их литургических книгах. Они знали наизусть много сур Корана, которые пели во время богослужения или омовения».
Зорина Канапацкая,
кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка