Можно ли быть соблюдающим мусульманином и представителем европейского общества? Действительно ли мусульмане мигрировали в Европе, чтобы исламизировать местное население? Что нас ждет через 40 лет? Станет ли в скором времени обычным президент-мусульманин в Европе?
Мы продолжаем вас знакомить с исламом в европейских странах. На этот раз речь пойдет о таком государстве, как Австрия. О том, как туда пришел ислам, как развивался и какие трансформации с ним происходят в современных реалиях в рамках курсов повышения квалификации «Мусульманские сообщества и механизмы воспроизводства религиозного знания в России и странах Европы» рассказала Агата Налборчук, заведующий кафедрой европейского исламоведения Восточного факультета Варшавского университета.
На сегодняшний день в Австрии проживает около полумиллиона мусульман, что составляет примерно 6% населения страны. В Вене последователи ислама являются второй по численности общиной верующих после католиков. Стоит отметить, что со дня принятия закона, официально признающего ислам на государственном уровне, прошло уже более ста лет – закон был принят в 1912 году при императоре Франце Йозефе в результате аннексии Австрией Боснии и Герцеговины.
Изначально он затрагивал последователей ханафитского мазхаба. Позже положения законы были расширены и охватили последователей других направлений суннитского и шистского ислама, во всей полноте представленного сегодня в мусульманской общине Австрии.
Стоит отметить, что закон, принятый при Габсбургах, называют символом толерантности. Он дает мусульманам те же самые права, что и верующим других официально признанных в стране конфессий и религий – католикам, лютеранам, иудеям и буддистам. По мнению мусульманской общины Австрии, этот закон – уникальный акт, который гарантирует им всесторонние права, включая религиозное образование в государственных школах. Как отмечал глава исламской общины страны Фуат санак, этот закон – хороший пример для остальной Европы.
- Ислам в Австрии восприняли «как богатство, а не как опасность». Австрия являет собой показательный пример отношения к исламу для всей Европы, однако сами мусульмане по-прежнему являют собой европейскую модель, считая себя австрийцами. Здесь нужно учитывать и тот факт, что в стране вырос процент недоверия к мусульманам среди рядовых граждан в связи с ростом террористических актов, совершенных радикальными организациями, которые имеют мало общего с приверженцами истинного ислама.
Так, по итогам опроса, проведенного Институтом общественного мнения IMAS, 54% жителей Австрии видят в исламе угрозу для себя, а почти три четверти не верят в возможность интеграции мусульман в австрийское общество. Однако фактически показатели криминальной статистики по террористической деятельности среди мусульман Австрии крайне низкие. Согласно Отчету по защите конституции Австрии (RPCA), только в 2010 году 1040 случая экстремистских действий было совершено ультраправыми, что на 31% выше прошлогодних показателей.
И в течение последних лет эти показатели только увеличиваются. В тоже время большинство австрийских мусульман ведут законопослушный образ жизни. Национальная организация австрийских мусульман только за первые десять лет своего развития (1979–1989 гг.) улучшила диалог между представляемым сообществом и государством, чем внесла весомый вклад в интеграцию мусульман в австрийское общество.
А как здесь обстоят дела с религиозными праздниками? На сегодняшний день ни один мусульманский праздник не признан на государственном уровне. Таким образом, мусульмане не имеют официального права брать выходной во время исламских праздников. Но школьники-мусульмане по закону имеют право пропустить занятия в праздничный день. Министерство образования, искусства и культуры Австрии рекомендует мусульманским учащимся не ходить на уроки во время Курбан Байрама и Уразы Байрама.
Безусловно, со стороны местных политиков есть определенная поддержка введения двух официальных выходных согласно мусульманскому вероучению (Курбан байрам и Ураза байрам). Однако реализация затягивается. Эту инициативу австрийских мусульман поддерживают представители и других религиозных общин страны.
Еще в 2011 году известный евангелический епископ Михаэль Бюнкер высказался за то, чтобы объявить основные исламские религиозные праздники выходными. В поддержку данного закона выступает и местная иудейская община. По словам руководителя Иудейского культурного центра Вены Раймунда Фастенбауэра, до сих пор просьбы его общины о предоставлении узаконенных выходных разбивались о противодействие со стороны Торговой палаты Австрии.
В 2015 году была принята дополненная версия закона 1912 года, согласно которой для верующих, исповедующих ислам, теперь возможны дополнительные выходные в дни религиозных праздников, сопровождение имамов, а также специальное питание в армии, тюрьмах, больницах и домах престарелых. В то же время мусульманские организации в Австрии критически отнеслись к другим нововведениям, предусмотренным новым законом. Так, теперь власти требуют от имамов обязательного владения немецким языком, лояльного отношения к Австрии, ее законам и ценностям, а также прохождения государственной аттестации.
Одна из главных задач закона – заблокировать финансирование мусульманских религиозных организаций из-за рубежа.
Ильмира Гафиятуллина, Казань