«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» (аль-Анам, 6: 38).
Священный Коран остается непрерывным и неисчерпаемым источником вдохновения, знаний и веры для всего человечества. И, как мусульмане, мы обязаны постоянно стремиться изучать Коран и совершенствовать самих себя на его основе.
На протяжении всего текста Корана Аллах напоминает всем нам о роли животных на земле, их собственном долге перед Всевышним и о том, как мы, люди, должны с добротой и уважением относиться к животным как к творениям Аллаха.
В Коране больше 200 аятов, в которых упоминаются животные, и им также посвящены шесть сур: сура аль-Бакара («Корова»), сура аль-Анам («Скот»), сура ан-Нахль («Пчелы»), сура ан-Намль («Муравьи»), сура аль-Анкабут («Паук») и сура аль-Фил («Слон»).
Аллах лучше всех знает, почему и как мы осознаем наше совместное существование с животными здесь, на Земле. Вот некоторые животные, упомянутые в Священном Коране:
В честь муравья, одного из самых маленьких, но при этом и самых сильных существ на планете, названа целая глава Корана. В кораническом сюжете о пророке Сулеймане (Соломоне) (а.с.) говорится:
«И собраны были к Сулейману его воины из числа джиннов, людей и птиц. Все они были разделены на боевые порядки и были под [его] контролем. Когда они достигли долины муравьев, один из муравьев сказал: «О, муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого» (ан-Намль, 27: 17-18).
Обезьяны также упоминаются в Коране и, что интересно, часто как наказание от Аллаха. Современные ученые обнаружили, что порядка 98% ДНК человека совпадает с ДНК обезьяны. Хотя этот факт можно объяснить тем, что все мы являемся похожими творениями Всевышнего, становится очень интересно изучить эту общую схожесть ДНК при помощи следующих аятов Священного Писания мусульман:
«Скажи: «Поведать ли мне о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался; кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся Тагуту (сатане, мятежнику). Они займут еще более скверное место и еще сильнее сбились с правильного пути» (аль-Маида, 5: 60).
«Когда в наглости своей они преступили пределы того, что им было запрещено, Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!» (аль-Араф, 7: 166).
«И вы знали тех из вас, кто нарушил субботу. Мы сказали им: «Будьте обезьянами презираемыми и ненавидимыми!» (аль-Бакара, 2: 65).
Пчела – еще одно животное, в честь которого названа целая глава Корана. Благодаря этому аяту создается впечатление, что сам Аллах научил пчелу тому, как ей следует жить на земле: «Господь твой внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях, что они возводят» (ан-Нахль,16: 68).
Птицы, одни из наиболее часто упоминаемых в Коране живых существ, встречаются в Священном Писании в общей сложности 18 раз в 16 различных аятах. Всевышний говорит о птицах как о части своего творения и даре человечеству на земле, чтобы люди лучше осознали величие Аллаха:
«Неужели они не видели птиц, покорно парящих в небе? Ничто не удерживает их, кроме [силы] Аллаха. Воистину, в этом – знамения для людей верующих» (ан-Нахль, 16: 79).
«Разве вы не видите, что все те, кто на небесах и на земле, даже птицы, которые летают, расправив свои крылья, славят Аллаха? Каждый знает, как он молится и превозносит славу Аллаху. Аллаху известно, что они совершают» (ан-Нур, 24: 41).
«Неужели они не видят над собой птиц, которые простирают и складывают свои крылья? Никто не поддерживает их, кроме Милостивого (Аллаха). Воистину, Он Всевидящий» (аль-Мульк, 67: 19).
Как правило, чаще всего он ассоциируется с историей о пророке Мусе (Моисей) (а.с.) и его борьбе с людьми, которые поклоняются тельцу. В Священном Коране телец упоминается 10 раз. Вот некоторые из этих упоминаний:
«Мы определили Мусе [на горе Синай] сорок ночей, а после его ухода вы совершили ужасное зло – стали поклоняться тельцу» (аль-Бакара, 2: 51).
«Помните, когда Мы взяли с вас обещание, воздвигнув над вами гору, и сказали: «Крепко придерживайтесь того, что Мы дали вам, и слушайте [то, что Мы говорим]». Они ответили: «Мы слышим и не повинуемся». И из-за неверия их сердца были вынуждены испить любовь к тельцу. Скажите: «Как скверно то, что велит вам делать ваша вера, если вы вообще являетесь верующими!» (аль-Бакара, 2: 93).
В Коране верблюд упоминается в общей сложности 15 раз. Нередко он изображается как животное, которому нельзя причинить вред. В отношении верблюдицы часто употребляются такие понятия как «испытание» и «явный знак». Вот несколько примеров упоминания верблюда в Священном Коране:
«Мы собираемся послать верблюдицу, чтобы испытать их. Так что ждите и сохраняйте терпение» (аль-Камар, 54: 27).
«И ничто не мешает Нам посылать аяты (доказательства, знамения, знаки), кроме того, что люди древности в них не уверовали. И Мы послали верблюдицу к Тамуду как явный знак, но они поступили с ней несправедливо. И Мы посылали знамения только для того, чтобы предостеречь и устрашить их» (аль-Исра, 17: 59).
Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наш аят (доказательства, знамения, уроки, знаки, откровения) и превозносился над ним. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко [что невозможно]. Так Мы воздаем грешникам (аль-Араф, 7: 40).
«И посланник Аллаха сказал им: «[Не причиняйте вреда] верблюдице Аллаха и [не мешайте ей] пить» (аш-Шамс, 91: 13).
Названная в честь самой длинной главы Корана, суры аль-Бакара, корова упоминается в Священном Писании 9 раз, часто в отношении заклания и забоя или когда речь идет о пище:
«И [вспомните] как Муса (Моисей) сказал своему народу: «Воистину, Аллах повелевает вам зарезать корову». Они сказали: «Вы насмехаетесь над нами?». Он ответил: «Я ищу у Аллаха прибежища от того, чтобы быть среди невежд» (аль-Бакара, 2: 67).
«И иудеям Мы запретили всякое животное с нераздвоенными копытами. И из крупного рогатого скота и овец Мы запретили им их жир, кроме того, что находится на спине или внутренностях или смешался с костями. Так Мы отплатили им за их проступки. Воистину, Мы правдивы» (аль-Анам, 6: 146).
Часто ассоциирующаяся со смертью или тьмой, ворона упоминается в Коране один раз в связи с убийством Хабиля его братом Кабилем (Каин и Авель), сыном пророка Адама (а.с.):
«Вслед за этим Аллах послал ворона, который начал разгребать землю, чтобы показать ему, как он может спрятать труп своего брата. Увидев это, он воскликнул: «Горе мне! Неужели я даже не могу быть как этот ворон, и найти способ спрятать труп моего брата?». Тогда его наполнило раскаяние в своих действиях» (аль-Маида, 5: 31).
Трижды упоминаемая в Коране собака – это животное, которое часто неверно воспринимают во всем мусульманском мире. Одновременно ненавидимая и любимая, собака является интересным примером того, в какое положение нас поставил Аллах по отношению к другим живым существам на земле. Например, собака упоминается как защитница людей, укрывшихся в пещере аль-Кахф:
«Можно было бы подумать, что они бодрствуют, хотя они спали. Мы переворачивали их вправо и влево, и их собака лежала возле входа, вытянув передние лапы. Взглянув на них, ты бы бросился прочь, исполненный страха» (аль-Кахф, 18: 18).
Одни скажут: «[Их было] трое, а четвертой была их собака». Другие скажут, пытаясь угадать сокровенное: «Пятеро, шестая из них – собака». А другие скажут: «[Их было] семеро, восьмая из них – их собака». Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе». Это неизвестно никому, кроме немногих, поэтому спорь о них только открыто. И никого из них не спрашивай о них» (аль-Кахф, 18: 22).
«Если бы на то была Наша воля, Мы могли бы использовать эти знамения, чтобы возвысить его. Но вместо этого он приник к земле и потакал своим собственным желаниям. Он был подобен собаке, которая часто и тяжело дышит, вывалив язык, независимо от того, прогоните ли вы ее или нет. Такова притча об отвергающих Наши знамения. Поведайте им эту притчу, и быть может, они призадумаются» (аль-Араф, 7: 176).
В то время как многие из нас сегодня смотрят на осла как на недостойное, глуповатое или смешное животное, стоит напоминать себе, что Аллах Сам создал каждое существо на земле, и есть уроки, которые можно извлечь, даже глядя на осла.
«Ступай размеренной походкой и понижай свой голос. Воистину, самый безобразный из голосов – это ослиный рев» (Лукман, 31: 19).
«Те, на кого была возложена [обязанность] повиноваться заповедям и соблюдать законы Таурата (Торы), но которые впоследствии не придерживались их, – подобны ослу, несущему на себе множество книг, но ничего в них не понимающему. Насколько плох пример людей, отрицающих знамения Аллаха. Аллах не ведет неправедных людей прямым путем» (аль-Джума, 62: 5).
«И он сотворил лошадей, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. И Он также творит то, о чем вы не ведаете» (ан-Нахль, 16: 8).
Хотя в честь слона названа целая глава Корана, на самом деле это животное упоминается в мусульманском Священном Писании всего один раз. Эта глава повествует о том, как Аллах послал стаю птиц, чтобы победить тех, кто пытался захватить Мекку:
«Разве вы не видели, как ваш Господь поступил с воинством слона? Разве Он не смешал их планы? И послал на их головы стаи птиц, которые бросали в них камни из обожженной глины. И превратил их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев» (аль-Филь, 105: 1-5).
Рыба упоминается в Коране 5 раз. О ней говорится как об источнике пищи, а также в отношении большой рыбы, которая проглотила пророка Юнуса (Иона) (а.с.). В зависимости от перевода и толкования в сюжете о пророке Юнусе фигурирует либо крупная рыба, либо кит. В Священном Коране рыба упоминается следующим образом:
«Тогда [большая] рыба проглотила его [пророка Юнуса], когда он совершил поступок, достойный порицания» (ас-Саффат, 37: 142).
«Так будь терпелив до решения твоего Господа и не уподобляйся Человеку из рыбы [пророку Юнусу], – он взмолился во всеуслышание, сдерживая свою печаль» (аль-Галям, 68: 48).
«Спросите их о городе на берегу моря. Они нарушили субботу (шаббат), когда рыба открыто приплывала к ним в субботний день и не приплывала не в субботний день. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они не пожелали повиноваться» (аль-Араф, 7: 163).
Хотя муха упоминается в Коране только один раз, не следует упускать из виду выразительность этого образа.
«О люди, приводится притча, услышьте же ее. Те, кому вы поклоняетесь кроме Аллаха, никогда не смогут сотворить и мухи, даже если бы они собрались для этого все вместе. И если бы муха забрала у них что-нибудь, они не смогли бы вернуть это себе. Бессилен проситель, и бессилен тот, у кого он просит» (аль-Хадж, 22: 73).
Лягушки тоже упоминаются в Коране. В Священном Писании об этих земноводных говорится в контексте чумы, ниспосланной на людей как наказание Аллаха:
«Так Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, лягушек и кровь как [последовательность] ясных знамений. Но они по-прежнему оставались высокомерными и принадлежали к людям, которые были грешниками» (аль-Араф, 7: 133).
Примечательно, что коза упоминается в Священном Коране лишь один раз. О ней говорится наряду с другими животными, такими как овцы и крупный рогатый скот:
«[Он дал вам] скот в качестве вьючных животных и предназначенных в пищу. Так ешьте то, что Аллах уготовил для вас, и не следуйте по стопам шайтана, ведь он – ваш заклятый враг. [Всевышний дал вам] восемь животных в [четырех] парах: две пары из числа овец и две пары из числа коз. Спросите [Пророка]: «Разве Он запретил самцов или самок? Или же то, что находится в утробах самок? Скажите же мне, опираясь на знании, если вы говорите правду» (аль-Анам, 6: 142-143).
Удод является частью истории о пророке Сулеймане (Соломон) (а.с.), в которой птица приносит ему важные вести. Этот пророк был наделен способностью понимать и говорить на языке птиц и животных. Вот как говорится об удоде в Коране:
«Осматривая птиц, Сулейман (Соломон) спросил: «Почему я не вижу удода? Или же он оказался среди отсутствующих? Я непременно подвергну его суровому наказанию или даже убью его, если он не представит мне ясной причины». Но удод задержался ненадолго, он сказал: «Я узнал о том, чего ты не знаешь, и я прибыл к тебе из Сабы (Савы) с достоверным известием» (ан-Намль, 27: 20-22).
Лошадь – это животное, которое почитают, активно используют в качестве транспорта, в повседневной жизни и на войне. Она упоминается в Коране как важное животное, которое является частью благосостояния и украшения нашей земной жизни:
«Приукрашена для мужчин любовь к тому, от чего они получают удовольствие. Женщинам, детям, большому количеству золота и серебра (богатству), заклейменным красивым лошадям, скоту и хорошо возделанным землям. Это [временное] удовольствие земной жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (аль-Имран, 3: 14).
«И приготовьте для них столько сил и столько боевых лошадей, сколько можете, чтобы [посеять] трепет в [сердцах] врага Аллаха и вашего врага, а также других людей, которых не знаете вы, но которых знает Аллах. И что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет воздано сполна, и с вами не поступят несправедливо» (аль-Анфаль, 8: 60).
Вши упоминаются в Священном Коране в том же самом аяте, что и лягушки, где говорится о том, что Аллах наслал чуму в качестве наказания.
«Так Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, лягушек и кровь как [последовательность] ясных знамений. Но они по-прежнему оставались высокомерными и принадлежали к людям, которые были грешниками» (аль-Араф, 7: 133).
В Коране говорится о льве всего однажды, когда речь заходит о тех, кто с сомнением бежит от исполинского страха, от которого они не могут скрыться. В этом случае лев используется как один из персонажей притчи:
«Так что никакие ходатайства заступников им не помогут. Тогда что же с ними (неверующими) не так, что они отвергают назидания? Словно испуганные [дикие] ослы, спасающиеся ото льва!» (аль-Муддассир, 74: 48-51).
Третье живое существо, упомянутое в Коране наряду с лягушками и вшами как часть наказания Всевышним, – это саранча.
«Так Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, лягушек и кровь как [последовательность] ясных знамений. Но они по-прежнему оставались высокомерными и принадлежали к людям, которые были грешниками» (аль-Араф, 7: 133).
Хотя современный человек считает комара надоедливым и опасным паразитом и вредителем, который способен кусаться и распространять различные болезни, в Священном Коране эти насекомые являются примером, который напоминает нам о силе способности понять связь каждого существа с Самим Аллахом.
«Воистину, Аллах не стесняется приводить притчи о комаре или [о ком-то] и того меньше. И те, кто уверовал, знают, что это – истина от их Господа. Те же, кто не уверовал, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?». Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Но вводит Он в заблуждение посредством нее лишь нечестивцев (аль-Бакара, 2: 26).
Хотя мотылек упоминается в Священной Книге мусульман всего один раз, это упоминание имеет отношение к Судному дню. Это яркое напоминание нам о том, насколько растерянными и беспомощными мы будем в этот день. В Коране об этом насекомом говорится так:
«Откуда же ты мог знать, что такое День оглушающий? Это тот день, когда люди будут рассеянны, словно мотыльки» (аль-Кария, 101: 3-4).
Мул – это животное, являющееся потомством самца осла и самки лошади. Сегодня оно часто используется как средство перевозки людей и товаров. В Коране о муле говорится всего лишь один раз, в контексте животных (ослов и лошадей), используемых в качестве транспорта и украшения.
«И он сотворил лошадей, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. И Он также творит то, о чем вы не ведаете» (ан-Нахль, 16: 8).
Свинья упоминается в Коране и просто как животное, и как мясо, которое мусульманам употреблять в пищу запрещено (если только это не является безусловной необходимостью). При этом на свинью, хотя в мусульманском мире к ней и относятся с большим отвращением, важно взглянуть как с научной, так и с религиозной точки зрения, чтобы понять, почему Аллах поселил ее на земле.
«Он запретил вам только мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Однако если кто-то вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий и Милосердный» (аль-Бакара, 2: 173).
«Скажи: «Поведать ли мне о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался; кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся Тагуту (сатане, мятежнику). Они займут еще более скверное место и еще сильнее сбились с правильного пути» (аль-Маида, 5: 60).
«Скажи: «В том, что мне было открыто, я нахожу запрещенным употреблять в пищу лишь мертвечину и пролитую кровь, или мясо свиньи, потому что это нечисто, а также мясо животных, греховно заколотых с именем других богов, кроме Аллаха». Но если кто-то вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Анам, 6: 145).
В Священном Коране перепел упоминается 3 раза. Как правило, считается, что эта птица связана с даром Аллаха человечеству как источник хороших вестей и пищи. О перепеле в Коране говорится следующим образом:
«Мы заслонили вас облаками и ниспослали вам манну и перепелов, [говоря]: «Вкушайте законные блага, которыми Мы наделили вас». И они не обидели Нас, но они обидели лишь самих себя» (аль-Бакара, 2: 57).
«О, дети Исраила (Израиля)! Мы избавили вас от вашего врага и дали вам обещание на правой стороне горы. Мы ниспослали вам манну и перепелов, [говоря]: «Вкушайте те блага, которыми Мы наделили вас. Но не преступайте этим границы дозволенного [и не притесняйте других], чтобы Мой гнев не пал на вас. И тот, на кого падет Мой гнев, непременно погибнет» (Та Ха, 20: 80-1).
«Мы разделили их на двенадцать колен — родов. Когда его народ молил напоить их, Мы внушили Мусе (Моисею): «Ударь своим посохом по камню», и из него хлынули двенадцать источников. Каждый знал, где ему должно пить. Мы заслонили их облаками и ниспослали им манну и перепелов, [говоря]: «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас». И они не обидели Нас, но они обидели [лишь] самих себя» (аль-Араф, 7: 160).
Бараны и овцы неоднократно упоминаются в Священном Коране. Обычно образы этих животных связанны с именами таких пророков как Муса (Моисей) (а.с.) и Давуд (Давид) (а.с.). Вот несколько примеров упоминания овцы в Коране:
«И что это в твоей правой руке, о Муса (Моисей)?» Он ответил: «Это мой посох, на который я опираюсь и которым я ломаю ветви для моих овец, и я нахожу ему и иные применения» (Та Ха, 20: 17-18).
«Помните Давуда и Сулеймана, когда они выносили приговор в отношении поля, куда ночью забрели чужие овцы: Мы стали Свидетелями их суда» (аль-Анбийа, 21: 78).
«Он (Давуд) сказал: «Он безусловно поступил с тобой несправедливо, потребовав, чтобы твою овцу присовокупили к его овцам. Многие партнеры поступают по отношению друг к другу несправедливо, за исключением тех, кто уверовал и творит праведные дела, но таких очень мало». И Давуд понял, что Мы подвергли его испытанию, и он молился своему Господу о прощении и, поклонившись, пал ниц и обратился (к Аллаху)» (Сад, 38: 24).
Во всем мире люди, как правило, боятся и ненавидят змей. В Коране эти пресмыкающиеся упоминаются в связи с пророком Мусой (а.с.), когда вместе с мудрецами и чародеями он находится при дворе фараона, а его посох превращается в змею:
«Он (Муса) бросил свой посох, и тот обратился в обычную змею!» (аль-Араф, 7: 107).
«Так он (Муса) бросил свой посох, и вмиг тот стал змей, которая была видна как на ладони. И он протянул руку, и в тот момент она [змея] побелела на глазах» (аш-Шуара, 26: 32-33).
«Брось свой посох!» Но когда он [пророк Муса] увидел, что он [посох] движется, будто змея, он развернулся и бросился бежать. (Было сказано): «О Муса (Моисей)! Приблизься и не бойся. Воистину, ты из тех, кто в безопасности» (аль-Касас, 28: 31).
Паук, именем которого в Коране названа целая глава, является насекомым, которое часто понимают неправильно и которого несправедливо боятся. Многие мусульмане помнят сюжет о паутине, которая спасла жизнь Пророку (с.а.с), когда он был вынужден укрыться от тех, кто пытался напасть на него. Паук упоминается в Священной Книге как часть более важной притчи:
«Тех, кто выбирает себе покровителей, помимо Аллаха, можно сравнить с пауками, строящими себе жилища. Дом паука – самый хрупкий из всех домов. Если бы они только знали» (аль-Анкабут, 29: 41).
Упомянутый в связи с пророком Юсуфом (Иосиф) (а.с.), волк представлен в Коране как потенциально опасное животное, которое может атаковать или даже убить. О волке в Священном Писании говорится так:
«Они сказали: «О, наш отец! Мы соревновались друг с другом и оставили Юсуфа (Иосифа) рядом с нашими вещами, и его проглотил волк. Но ты никогда нам не поверишь, хотя мы говорим правду». Они принесли его рубашку, запятнанную ненастоящей кровью. Он сказал: «Нет, вы сами сочинили сказку. Я должен проявить терпение. И только (одного) Аллаха следует просить о помощи против того, о чем вы рассказали» (Юсуф, 12: 17-18).
Червь является одним из самых игнорируемых и презираемых животных на земле. Но в действительности он обладает большой властью и влиянием на всю экосистему. Образ червя также часто используется при изображении и описании неизбежной смерти и последующего погребения каждого из нас в земле, когда наши тела становятся пищей для червей.
«Потом, когда Мы предписали ему [Сулейману] умереть, ничто не говорило им [джиннам] о его смерти, кроме крошечного земляного червя, который продолжал точить его посох. Затем, когда он упал, джинны ясно увидели, что если бы они знали сокровенное, то не оставались бы в унизительных муках» (Саба, 34: 14).