Как известный финский востоковед учился русскому языку у татарского муллы

Георг Август Валлин и татарский мулла из Свеаборга

В 1843-1849-х годах, переодевшись арабом под именем Абд аль-Вали, Георг Август Валлин в течение шести лет путешествовал по Ближнему Востоку. Так как он был человеком с европейской внешностью, то часто выдавал себя за татарина, приехавшего из Средней Азии.

Валлин был образованным человеком и врачом, и поэтому мог свободно говорить на нескольких языках. Его смело можно назвать первым арабистом Финляндии, но прежде всего он был лингвистом и этнографом. Во время своих путешествий по Ближнему Востоку и Аравийскому полуострову он собирал материалы об арабских диалектах и ​​бедуинских племенах.

Почему, живя в такой далекой северной стране как Финляндия, он заинтересовался культурой, совершенно отличной от той, к которой он привык. В Европе в те годы была в моде романтика. Возможно, Георг Август Валлин, как и многие другие, мечтал увидеть другие страны и народы.

С большой уверенностью можно сказать, что еще совсем юного Валлина на это подтолкнуло общение с татарами, служившими в то время в Финляндии, и с профессором Габриэлем Гейтлином, который преподавал у Валлина в Хельсинкском университете.

Они подружились, и Гейтлин поощрял интерес товарища к Востоку. Также на Валлина сильное влияние оказал профессор из Египта шейх Мухаммед Айяд Тантави, с которым Валлин познакомился во время учебы в Санкт-Петербурге.

Мухаммед Айяд Тантави был родом из Каира и посоветовал Валлину поехать в Египет.

Во времена Георга Августа Валлина финское общество мало что знало о Востоке, и поэтому интерес к восточным странам был большим. В ходе поездки наибольший интерес у ученого вызвали бедуины.

Особая любовь к ним у него сохранялась до конца жизни. Ему нравилась простая и незамысловатая жизнь бедуинов. У каждого было свое место, и каждый знал, чего от него ждут, люди были честны, и в их общении не было лести. Хотя жизнь бедуинов была трудной и опасной, они были открытыми и искренними.

Татары в стране татар
Татарская составляющая российской истории всегда была под запретом: и в царской России, и при Советах. До сих пор “доброжелатели” пишут кляузы, будучи убежденными в том, что татары, изучающие свою историю, совершают преступление.
02.02.2021
44028

За годы пребывания на Востоке Георг Август Валлин совершил три экспедиции в пустыню. Он был одним из первых двадцати европейцев, посетивших Мекку.

Это посещение было опасным для его жизни, но все завершилось благополучно. Во время самой поездки в Мекку в целях безопасности он ничего не писал, отчет был составлен только после его возвращения в Каир.

Каирское соглашение и будущее Палестинского кризиса
Продолжающийся почти 100 лет палестино-израильский конфликт во многом восходит к изначальному игнорированию ООН позиции, предложений и требований арабских государств...
15.02.2021
1818

Валлин отправился в Мекку с караваном паломников. В своем отчете он отметил, что все время болел и был напуган, но все же был счастлив посетить Мекку. Валлину удалось это сделать, потому что он принял арабскую идентичность и свободно говорил по-арабски. Но на полпути в его третьем путешествии по пустыне с ним связался один друг, который сказал ему, что его личность раскрыта и что, если он пойдет по намеченному маршруту, то будет схвачен и убит. Искренне Валлин принял ислам или всего лишь выдавал себя за мусульманина, до сих пор остается тайной.

В одном из своих каирских дневников Валлин оставил запись, что, когда 10 марта 1845 года он отправился в Муски (улица в Каире) в русское консульство, то встретил пожилого татарина из Казани.

Место, выбранное Аллахом: сколько секретов таит в себе благословенная Медина?
Для верующего Медина - лучшее место. Если бы только они могли полностью осознать её достоинства, они бы никогда не покидали её.
10.01.2021
7306

Его выдавала светлая внешность и золотая императорская медаль, которая висела на его подлинном татарском костюме. Оказалось, что этот татарин совершил паломничество в Мекку и теперь готовился вернуться обратно в Казань. Он был довольно богат и хорошо одет, рядом с ним находились двое его слуг. Далее Валлин пришет: «Старик и его попутчики со своей татарской внешностью напомнили мне моего милого татарского муллу из Суоменлинны (Свеаборг)».

Кто же такой этот татарский мулла из Суоменлинны?

Речь идет о мулле Бикчантае Бикбове (Бикбау углы), который с 1836 года стал выполнять обязанности религиозного наставника среди мусульман-солдат, служивших в военной крепости на острове Свеаборг рядом с Хельсинки.

В русском языке прижилось шведское название острова – Свеабог, а сами финны называют его Суоменлинна, что переводится как «Финская крепость».

Именно Бикчантай Бикбов в свое время оказал большое влияние на юного Валлина, вызвав у него интерес к исламу и Востоку. До учебы в Санкт-Петербурге Валлин часто навещал его, чтобы улучшить свой русский язык. После смерти Валлина в 1852 году семья ученого подарила его арабский костюм мулле.

Через год мулла Бикчантай Бикбов подарил его финскому художнику Роберту Вильгельму Экману, который в последующем изобразил Валлина именно в этом арабском одеянии. Бикчантай Бикбов служил имамом в Свеаборге до 1857 года.

Сам Валлин похоронен в Хельсинки. На его надмогильном памятнике из необработанного гранита друзья и ученики рядом с настоящим именем путешественника высекли арабскими буквами Абд аль-Вали – имя, под которым знали его арабы.

Социальные комментарии Cackle