Фото: Garakta-Studio/ elements.envato.com
Начало: Как Аллах обещал защищать Коран и сунну
Одним из доказательств того, что Всевышний Аллах берется защищать всю свою религию, состоящую из Куръан Карима и сунны, явяляются вот эти слова Всевышнего:
يُرِيدُونَ أَن يُطْفِؤُواْ نُورَ اللّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللّهُ إِلاَّ أَن يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ
“Они хотят погасить свет (закон и доводы) Аллаха своими устами (исходящими из них словами, полными ширка и отрицания). Однако Аллах не допустит этого и доведет до полноты Свой свет (даст раскрыться истинной вере до конца), даже если (это) и не нравится неверующим” (Ат-Тауба, 32).
Свет (нур) Всевышнего в этом аяте означает Его религию, которой Он остался доволен для Своих рабов. Ею Он возложил ответственность на людей, ею удовлетворил их потребности и ее ниспослал в откровении Своему Посланнику ﷺ в виде Куръан Карима и величественной сунны. Это было сделано для того, чтобы с нею люди достигли счастья и благополучия в этом мире и в ахирате.
В таком случае, подходящий смысл для слова الذِّكْرَ “зикр” в этом аяте из суры “Аль-Ан‘ам” – это посланническая миссия (рисалят) Расулюллаха ﷺ в охватывающем полностью все имеющиеся в Куръане и сунне предписания виде.
Если говорить о таком понимании смысла этого слова, то нужно отметить, что Куръан и сунна - это дошедшее от Всевышнего Аллаха откровение (вахй). Почтенный Пророк ничего не говорил от себя, что ему вздумается.
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
“И он не говорит, что ему вздумается. Все это – не что иное, как внушенное (ему) откровение (Ан-Наджм, 3-4).
Коли так, то почему же Аллах, Велик он и Могуч, берется оберегать Куръан Карим, но не берется защищать величественную сунну? Тогда как они оба дошедшие от Аллаха откровения.
Один из ведущих ученых захиритского мазхаба Ибн Хазм (рахимахуллах) так говорит об этом:
“Между учеными в сфере шариатских наук и специалистами в области языкознания нет разногласий по поводу того, что любое откровение, ниспосланное от Всевышнего Аллаха, есть ниспосланное от Него наставление (зикр). А всё откровение бесспорно защищено Аллахом”.
В таком случае, Всевышний Аллах конечно же обеспечит сохранность всего, что Он обязался защищать, не позволив никаких искажений, замену слов или их значений, а при появлении искажений, тотчас же выяснится их ложность. (Всевышний Господь взял это на Себя).
Следовательно, прнесенная нам нашим Пророком ﷺ религия взята под защиту, поскольку Всевышний Аллах обязался обеспечить ее сохранность. Она доведена до каждого в таком виде, в какой дошла от Всевышнего. И так продолжится до тех пор, пока не наступит конец света. Сообщая об этом, наш Господь поведал следующее:
لأُنذِرَكُم بِهِ وَمَن بَلَغَ
“И мне внушен откровением этот Куръан, чтобы посредством него я предупреждал вас и (до наступления Конца света) тех, до кого он дойдет (об опасности неверия и грехов)” (Аль-Ан‘ам, 19).
Отсюда становится очевидным, что нет никакой вероятности потери/исчезновения чего-либо из сказанного Расулюллахом ﷺ о религии. Также невозможно, чтобы какой-либо относящийся к религии вопрос смешался с чем-то ложным/безосновательным до такой степени, чтобы их нельзя было разлечить. Так как в этом случае окажется, что сохранность зикра (откровения) не обеспечена.
И слова Всевышнего Аллаха:
وَلَوْ جَعَلْنَاهُ مَلَكًا لَّجَعَلْنَاهُ رَجُلاً وَلَلَبَسْنَا عَلَيْهِم مَّا يَلْبِسُونَ
“И если бы Мы (исполняя их требование послать к ним пророка из ангелов и) сделали его (пророка) ангелом, то он все равно был бы мужчиной (в образе человека, поскольку видеть ангела в его истинном облике человек не способен) и (тем самым) оставили бы непонятным то, что им (и так) непонятно (и они все равно говорили бы, что это человек – такой же, как они)”. (Аль-Ан‘ам, 9) будут ложным, невыполненным обещанием. А такого ни один мусульманин не станет говорить.
Затем к тому, кто делает предположения, что сказанное в аяте о защите зикра относится только к Куръану, обратимся с такими словами:
Это лишенная доводов ложная претензия. Соотнесение зикра к чему-то, не имея на то никаких оснований. Зикр – это название, данное ниспосланному Всевышним Аллахом своему Пророку ﷺ, Куръану и сунне, являющейся разъясняющим Куръан откровением.
Аллах Всевышний также сказал следующее:
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ
إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
“(И до тебя Мы отправляли посланников) С ясными знамениями и писаниями (с повелениями и запретами для этих общин). А тебе Мы ниспослали Наставление (Куръан) для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались (над истиной, содержащейся в Куръане)" (Ан-Нахль, 44).
Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com
В таком случае, будет правильным сказать, что наш Пророк ﷺ уполномочен излагать, разъяснять людям Куръан Карим. Если же разъяснение Куръан Карима не будет взято под защиту, то не будет взято на себя избавление его от тех вещей, которые не из Куръана. В результате, станет недействительным использование доводов Куръан Карима, доказывающих те или иные предписания.
И многие хукмы в Куръане, исполнение которых для нас обязательно, тоже окажутся ложными/недействительными. Мы не сможем узнать из них истинную цель Всевышнего, не поймем ошибку того, кто ее допускает, не различим ложь того, кто лжет намеренно. Ищем защиты у Аллаха от такого положения”.
Аллах Всевышний сказал следующее:
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ
إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
“(И до тебя Мы отправляли посланников) С ясными знамениями и писаниями (с повелениями и запретами для этих общин). А тебе Мы ниспослали Наставление (Куръан) для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались (над истиной, содержащейся в Куръане)” (Ан-Нахль, 44).
В этом кораническом аяте имеется сообщение Всевышнего Аллаха о том, что сунна разъясняет Куръан Карим. Следовательно, если исходить из предположения, что Всевышний Аллах в суре “Аль-Ан‘ам” под словом “зикр” имеет в виду Куръан Карим и берется защищать книгу, то также Он берет под Свою защиту и разъясняющую её сунну. Ибо защита разъясняемого, из-за тесной связи между ними, требует также защиты разъясняющего.
فَإِذَا قَرَأْنَاهُ فَاتَّبِعْ قُرْآنَهُ إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ
ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا بَيَانَهُ
“Поистине, Мы непременно соберем его (в твоей памяти, не дав тебе забыть ни одной буквы из него) и прочитаем его (дадим возможность тебе прочитать Куръан. А пока слушай внимательно. А когда он закончит читать, повтори за ним то, что запомнил). Когда же Мы прочтем его (когда Джибриль прочтет тебе Куръан), то следуй за его чтением (сначала слушай, потом читай). И Мы непременно объясним его (дадим тебе, о Мухаммад, понимание Куръана, чтобы ты своими хадисами объяснил его своей умме)” (Аль-Киямат, 17-19).
Важно знать: Что такое Сунна?
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллаха ﷺ»