Чем отличается финансовый рынок в исламе от стандартного западного кредитования? Как шариат предписывает мусульманам заключать договора? Каким образом мусульманин может достигнуть в этом мире наибольшего финансового успеха? Пожалуй, вопросы, которые возникают в сфере исламских финансов, можно продолжать бесконечно.
Это очень популярная, но крайне сложная тема, разбираться в которой должен каждый мусульманин, а не только предприниматель или руководитель крупной компании. Почему? Хотя бы потому, что каждый из нас в течение жизни обязательно заключает договор купли-продажи, постоянно использует бумажные деньги или банковские карты.
В первую очередь, нужно разобраться, для чего мы должны знать элементарные правила торговли? Здесь есть несколько причин, уверен Ансар хазрат Валиулла, директор РЦИЭФ РИИ.
Во многих аятах Благородного Корана Всевышний говорит о правилах торговли, как правильно взаимодействовать с людьми, какими правилами нужно руководствоваться при покупке или продаже.
«Большое горе и пропасть Ада обвешивающим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят для допроса в великий День Суда?!» (Аль-Мутаффифин, 1-6 аяты).
Передаётся: «Однажды, когда Посланник прогуливался по рынку он увидел продукты, наваленные в кучу. Когда он просунул руку во внутрь кучи, то его рука намокла. Он сказал: «О, продавец, что это такое?». Продавец товара ответил: «О, Посланник Аллаха, это дождь намочил мой товар». В ответ Посланник сказал так: «А ты разве не мог эту промокшую сторону перевернуть на верх, чтобы люди (покупатели) видели ее?». И добавил: «Кто обманывает нас, тот не из нас!» (Муслим).
Каждый из нас будет отвечать за совершённые деяния, а также за то, что мы причинили другим.
Человек во время сделок должен остерегаться лжи, неопределённости контракта – того, что ислам запретил.
К примеру, праведный халиф Умар (р.а.) прогонял тех торговцев, которые не знали о принципах муамалята. Поэтому, прежде чем что-то сделать, нужно изучить основные аспекты муамалята, знать, что разрешено, а что категорически запрещено.
«В первую очередь, нужно остерегаться запретного. Благой заработок заключается в том, чтобы к делу не примешивались пороки. Во-вторых, человек должен всегда доводить дело до конца и делать это в наилучшем виде», – отмечает Ансар хазрат Валиулла.
Для того, чтобы успешно и дозволено вести свои дела, нужно разбираться в основных запретах в исламских финансах.
Запрещено как брать риба, так и отдавать.
«О, верующие! Бойтесь Аллаха и не трогайте [и не взыскивайте с должников] то, что осталось от [сделок с] риба, если только вы [действительно искренне] верующие. Но если вы не сделаете [то, что вам приказано и не откажетесь от риба], то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если раскаетесь, то само имущество – ваше. Вы не поступайте несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (Аль-Бакара, 278-279 аяты).
Здесь речь идёт о сомнении, колебании, неизвестности, что и когда произойдёт.
Бывает значительная неопределённость, которая ведёт к разногласиям и делает договор неправильным, запретным для мусульманина. Например, аренда на неизвестный срок, неопределённое существование товара, неопределённость времени и места и т.д.
«Если мы говорим о малой неопределённости, то нужно понимать, что она присутствует почти во всех договорах и обычно не приводит к разногласиям. Например, продажа дома без осмотра его фундамента, аренда дома на месяц при различии количества дней в месяце и т.д.», – пояснил Ансар хазра.
Существует также и средняя неопределённость. Например, продажа того, что может быть сокрыто в земле или того, что может стать известным только после того, как будет разломано; аренда плодового дерева; неопределённость в вознаграждении в договоре обещания вознаграждения.
То есть любая игра на имущество, в которой победитель получает всё от побеждённого. В основе кыймара – отношения на риске, конкуренции или соревновании между участниками.
«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и [незначительная] польза для людей, впрочем, греха в них [несоизмеримо] больше, чем пользы» (Аль-Бакара, 219 аят).
Ма‘мар ибн Абу Ма‘мар, человек из бану ‘Ади ибн Ка‘б, передаёт: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Скупает и удерживает [необходимый людям] товар только грешник» (Муслим).
Неоправданно завышать цену на товар запрещено, особенно на товары первой необходимости. Это равноценно обману и введению покупателя в заблуждение.
Это превышение меры и использование имущества не по назначению.
«О потомки Адама! Украшайтесь для [посещения] мечети [и совершения каждого намаза]. Ешьте [разрешённую пищу] и пейте, но не будьте расточительны, поистине, Он [ваш Господь] не любит расточительных» (аль-Аʼраф, 31 аят).
Это имущество (деньги, товар, ценности, недвижимость, слуги), которое передаётся в качестве подкупа, смягчения, склонения на свою сторону с корыстным мотивом: для утверждения неправды, недопущения истины и т.д.
Что касается форм торговых взаимоотношений в исламе, то их несколько, каждая из которых имеет свои особенности и правила:
«Когда мы говорим о торговых взаимоотношениях, о заработке денег, важно знать и причины, которые приводят к увеличению достатка. Среди них: дополнительные виды поклонений, поддержание родственных отношений, дуа, садака, ранний подъём по утрам, истигфар», – подытожил Ансар хазрат Валиулла.
«Наилучшей милостыней является та, после (пожертвования), которой (у владельца) остаётся достаток. Высшая рука (дающая) лучше руки низшей (берущей) и начинай расходовать с тех, кого ты (обязан) содержать» (Аль-Бухари).
Продолжение следует…