Когда речь заходит об исламе и мусульманах, то в первую очередь в памяти всплывают страны с исконно арабским населением: как Саудовская Аравия, Ирак, Йемен и другие. Однако ислам проник буквально во все европейские страны. Греция, Испания, Босния и Герцеговина, Италия, Румыния – это малая часть тех государств, которые преобразились под действием всепроникающей религии мусульман. Сегодня мы расскажем вам, как ислам проник на остров Крит, в Грецию, столь богатую не только своей историей, но и мифологическими традициями.
Конечно, глядя на современную Грецию, где большинство населения формально или на практике исповедует православное христианство, тяжело представить, что ислам мог здесь обосноваться. Однако исламский фактор играл и играет важную роль в истории и современной жизни этой страны. Начиная с XV века, территория нынешней Греции оказалась на передовой линии средневекового противостояния христианской и исламской цивилизаций, а с 1453 по 1829 год находилась в составе Османской империи, что лишь способствовало распространению ислама. Именно в эти годы страна внешне приобретала все более мусульманский облик. Например, на всемирно известном афинском Акрополе, на развалинах языческого храма богини Афины, сразу после вхождения города в государство Османов была устроена мечеть с минаретом в юго-западной части. Мечеть, правда, была разрушена во время нападения венецианцев в 1667 году, однако минарет простоял вплоть до 1832 года.
Греческая составляющая «подпитывала» и турецко-мусульманскую сторону. Матерями многих турецких султанов были этнические гречанки. Среди известных исторических персонажей также есть мусульмане греческого происхождения. Это физик, астроном, химик, биолог и философ аль-Хазини (1115-1130); архитектор «старый Синан»; Ахмед Вефик паша (1823-1891 – турецкий государственный деятель, дипломат, два раза занимавший пост великого визиря и одновременно переводчик и драматург, основатель одного из первых современных театров в Турции).
Что характерно, в Греции ислам почти всегда приобретал политический окрас, так как был тесно связан с сепаратистскими устремлениями греческих территорий, а позднее с непростыми отношениями, часто складывавшимися у Греции с Турцией и рядом других соседних стран.
Если говорит о нынешней ситуации, что общее число мусульман в Греции колеблется от 98 до 140 тысяч человек, а в провинции Западная Фракия на севере страны они составляют до трети населения. По этническому признаку греческих мусульман можно разделить на коренных жителей страны турецкого происхождения, болгар-мусульман («помаков»), исповедующих ислам цыган, этнических греков-мусульман, чьи предки приняли ислам в XVII-XVIII веках, и мусульман иммигрантов и их потомков, прибывших в страну за последние пятьдесят лет.
Говоря о грекоязычном мусульманском населении Греции, нужно отметить, что оно представлено как автохтонами (потомками исламизированных греков Византии, сохранившие родной язык), так и потомками иммигрантов-мусульман с Балкан. Сюда относятся понтийские греки-мусульмане, которые подверглись сильной туркизации, выразившейся в смене религии и частичной смене языка. По некоторым данным, в 1996 году в Турции проживало 300 тысяч людей понтийско-греческого происхождения. Как и большинство турок, они принадлежат к ханафитской ветви суннитского толка ислама. Распространены суфийские учения кадырия и накшбанди. Община в целом демонстрирует сильную приверженность исламу. Сохраняют владение понтийским диалектом греческого языка (который считают старым языком), называют себя туркос.
Другая группа грекоязычных мусульман – это критские греки-мусульмане, также называемые критскими турками, которые являются потомками исламизированных греков Крита, вытесненных с острова православным населением. Греческим на сегодняшний день владеют лишь несколько представительниц старшего поколения, называющих свой язык «критским». Иммиграция этой группы мусульман в Турцию протекала в виде трех волн — после 1897 года (обретение Критом автономии), после 1908 года (присоединение Крита к Греции) и в особенности в 1920-х годах, в результате обмена населением. Основная их масса расселилась на эгейском и средиземноморском побережье Турции от Чанаккале до Искендеруна, часть переселенцев осела на Ближнем Востоке, а также в Ливии (в Триполи и в особенности Бенгази и его окрестностях, где сегодня их можно вычислить по греческим фамилиям) и Египте (в Александрии).
Сюда же можно отнести эпирских греков-мусульман. Мусульмане Эпира, называемые по-турецки «яньялы» и по-гречески «туркояниотис», прибыли в Турцию в 1912 и после 1923 года. Несмотря на то, что большинство мусульман Эпира являлись этническими албанцами, общины греков-мусульман существовали в городах Янина, Превеза, Парамития, Сули, Маргарити, Лурос и Коница. Первым переводчиком работ Аристотеля на турецкий язык был грек-мусульманин из Янины — Ходжа Эсад-эфенди (XVIII век). На сегодняшний день община полностью интегрирована в турецкое общество.
Македонские греки-мусульмане – это мусульмане, проживавшие в долине реки Альякмон в Македонии и говорившие на греческом языке. Их предки-христиане перешли в ислам в XVII-XVIII веках. Эта группа известна под общим названием «валлаадис». В Турцию они прибыли в 1923 году и сегодня полностью ассимилировались среди турок, хотя знание греческого языка отчасти сохраняется. Несмотря на смену веры, обычаи македонских греков-мусульман обнаруживают отголоски христианской культуры, к примеру, празднование Нового года и потребление хлеба «василопита».
Еще одну группу грекоязычных мусульман составляют кипрские греки-мусульмане. По данным 1878 года, мусульманское население Кипра делилось на две группы: этнических турок и так называемых «нео-мусульман». Последние имели греческое происхождение и говорили на греческом языке, а по характеру были ближе к христианскому населению острова. У них, в отличие от местных турок, не наблюдался мусульманский фанатизм, и некоторые из них продолжали тайно исповедовать христианство. Последние кипрские греки-мусульмане покинули остров в 1936 году, поселившись в Анталии, и со временем утратили знание греческого языка.
В 1923 году, согласно Лозаннскому мирному договору, прекратившему состояние войны между Турцией и ведущими европейскими странами, произошел обмен населением между Турцией и Грецией. По условиям договора на территорию Греции переселялось полтора миллиона анатолийских греков, а в Турцию – полмиллиона греческих мусульман. Обе эти общины в ходе греко-турецких войн 1919-1922 гг. были вынуждены покинуть места постоянного проживания, став беженцами. В то же время мусульмане греческой Восточной Фракии, равно как и христиане, проживающие в Стамбуле, а также на островах Гокчеада и Бокчеада (Турция) были исключены из процесса обмена населением.
С конца 50-х годов начинается новая волна прихода мусульман в Грецию, связанная с экономической иммиграцией. Большинство иммигрантов было из Египта и других арабских стран. В последнее время к ним прибавились также албанцы из Албании, Косово и Македонии. В настоящее время число иммигрантов-мусульман оценивается в 200-500 тысяч человек.
Если говорить о политической составляющей жизни государства, то мусульманское меньшинство Греции представлено в парламенте двумя депутатами от левой партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение ) – Четином Мандаджи и Ахметом Хаджиосманом. В местных органах власти и муниципалитетах сегодня работают 250 мусульманских депутатов и муниципальных советников. Существует общественное движение «Турецкое меньшинство за права человека и национальных меньшинств».
В стране, преимущественно в провинции Фракия, действует около 250 начальных и несколько средних школ, в которых преподавание ведется на греческом и турецком языках. В районах, где основное население составляют болгары-помаки, греческое правительство открыло школы с изучением Корана и исламских наук на турецком и арабском языках. Действуют два медресе – одно в городе Комотини, другое – в Ксаниси, где проживают преимущественно помаки. Дипломы, выдаваемые этими заведениями, законодательно приравнены к аналогичным документам, выдаваемым православными семинариями.
Однако, несмотря на, казалось бы, довольно дружественные взаимоотношения с мусульманской общиной, уровень исламфобии и антимусульманских настроений в Греции можно даже назвать повышенным.
По вышеупомянутому Лозаннскому договору, мусульманам севера Греции гарантировались широкие религиозные и культурные права, включая возможность использования принципов шариата в семейных отношениях, управление имуществом религиозных организаций, то есть вакф, выборы муфтия и прочее. А как показала практика, эти меры не всегда соблюдались государством. Так, согласно закону от 1980 года, подтвержденному президентским указом 1990 года, управление имеющимися вакфами перешло в руки государственных органов. Также специальным решением правительства в 1990 году у греческой уммы было отобрано право избирать муфтиев, и отныне они назначались властями. Все это вызвало протесты последователей ислама на севере страны.
Мусульмане в последние годы часто становятся объектами насилия и провокаций со стороны праворадикальных кругов, особенно в этом смысле получила известность партия «Золотая заря» («Хрси Авги»), чью идеологию считают близкой к нацистской. Два крупнейших города страны, где сосредоточено значительное количество мусульман – Афины и Салоники, до сих пор не имеют официальных мечетей. Афины с полумиллионным мусульманским населением сегодня – единственная из европейских столиц, не имеющая мечети. Cтоличные мусульмане используют для поклонения 130 мест самого различного назначения.
Ильмира Гафиятуллина, Казань