Показуха в мирских делах не является харамом, при условии, что она не становится причиной хитрости, обмана и других вещей запрещенных религией. Наоборот, это считается мустахабом.
Что же касается поклонения, то здесь любая показуха является харамом. Более того, по мнению некоторых алимов если рийа (показуха) присутствует в самой сути поклонения, то это является куфром (неверием).
Например, если человек в присутствии других людей совершает обязательные намазы, а когда остается один, то не совершает намазы.
Так например, в книгах «Татарханиййа» и «Йанаби» приводятся слова Ибрахима ибн Юсуфа (рахимахуллах) сказавшего: «Человек совершающий намаз ради показухи, не получает никакого вознаграждения. Напротив, он становится грешником». Некоторые же алимы говорили, что такой человек впадает в куфр (неверие).
Одним из таких алимов был Абу Лейс ас-Самарканди (рахимахуллах), который в своей книге «Танбихуль-Гафилин» так же говорит о том, что такой человек становится кяфиром.
Более того, он высказывался гораздо жестче, говоря, что такой человек безусловно является мунафиком (лицемером), и он окажется на самом дне Ада вместе с Фараоном, Хаманом и их семьями.
Точно так же считается харамом, если человек совершая что-то ради показухи, рассматривает эту показуху как поклонение или покорность Аллаху Всевышнему.
Например, (ради показухи) запрещать людям злословие, получать полезные знания, хорошо относиться к родителям, проявлять щепетильность в совершении поклонений, защищать честь, достоинство и имущество. Ничто из этих деяний не принесет никакой пользы и не будет считаться халялем.
Так как по своей сути каждое из этих деяний (совершенных ради показухи) является обманом, насмешкой и неуважением к Аллаху Всевышнему.
Однако просить Аллаха Всевышнего о даровании должности или богатства, посредством совершенных поклонений и благодеяний, является халялем и не будет считаться показухой.
Так как здесь нет никакой насмешки или обмана. Однако если целью человека, желающего получения должности или богатства, является превращение поклонения в инструмент удовлетворения своих мирских желаний, то это будет показухой и будет считаться харамом. Так как целью поклонения Аллаху является получение вознаграждения в ахирате.
Аллах всевышний говорит в Коране:
مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الْآخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِي حَرْثِهِ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الدُّنْيَا نُؤتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ
«Кто (совершая благие дела) желает (этим получить) блага вечной жизни, тому Мы увеличим эти блага (увеличивая награду за деяния десятикратно и более). А кто желал благ земной жизни, тому Мы дадим их, но для него нет доли в жизни вечной» (аш-Шура, 20).
Что же касается влияния показухи на поклонение, то если при совершении поклонения в человеке искренность (ихляс) преобладает над показухой, то это поклонение будет действительно, хотя и лишено части вознаграждения.
Какое решение вынесет Аллах человеку, посвятившему жизнь поискам знаний?
Однако, если искренность и показуха будут равны, или показуха будет преобладать над искренностью, то в этом случае поклонение будет ложным (недействительным), так как намерение в этом случае не является чистым.
А искреннее намерение является обязательным условием поклонения. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَاتِ وَ لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَي
«Воистину дела определяются по намерению. И каждый получит то, что он намеревался обрести» (Бухари, Иман, 41; Тирмизи, Джихад, 16).
Помимо рийа (показухи) которая примешивается к действиям человека, к его искренности (ихлясу) и стыдливости могут примешаться наущения и хитрости шайтана.
Поэтому прежде всего мы хотели бы о наущениях шайтана и о том, как избавиться от них в том, что касается богобоязненности. В особенности нужно знать эти хитрости в том, что касается искренности.
Какие знания мусульманин должен получить обязательно?
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com