Иордания – небольшая страна. Несмотря на то, что больше половины территории государства – это пустыня, которая ко всему прочему ещё окружена тесными границами, Иордания привлекает множество историков, этнографов и учёных. Особый интерес страна вызывает у мусульман, которые приезжают сюда за новыми знаниями и укреплением имана.
Недалеко от деревни Мута расположилась гробница одного из сподвижников посланника Аллаха ﷺ – Зайда бин Харита.
Рядом, в отдельных зданиях, находятся могилы двух других сподвижников – Джафара бин Аби Талиба и Абдуллы бин Раваха. В соответствии с мусульманским обычаем, все они были похоронены рядом с тем местом, где пали в бою много веков назад.
В 629 году пророк Мухаммад ﷺ, который к тому времени уже обосновался в Медине, направил письмо в Босру, современную Сирию, где рассказывал об исламе, приглашая людей встать на путь истины.
Аль-Харис б. ‘Умар аль-Азди, которому было поручено доставить письмо, попал в руки вождя племени Гассана. Тот его жестоко избил и умертвил. По сути, это стало объявлением войны. Тогда в регион направился отряд мусульман.
Пророк ﷺ сказал: «Зайд бин Харита будет вашим лидером. Если Зайд будет убит, то Джафар бин Аби Талиб. Если Джафар будет убит, то Абдулла бин Раваха возглавит. Если он будет убит, то мусульмане должны согласиться назначить человека среди себя лидером».
Когда мусульманский отряд достиг границ Шаама, их встретило несметное количество врагов: наряду с племенами Гассанидов бок о бок встали имперские войска. Ошеломлённый таким количеством людей, Зайд собрал военный совет.
Большинство мужчин высказались за то, чтобы передать послание Пророку ﷺ, чтобы он мог либо отозвать их обратно в Медину, либо послать помощь, но Абдулла бин Раваха выступил вперёд с речью: «Мы не полагаемся на нашу численность, силу или запасы. Нам не с чем бороться, кроме нашей религии, которой Бог удостоил нас как источника нашей силы. Идите вперёд, ибо вы достигнете одной из двух славных наград: победы или мученичества».
И вот армия двинулась дальше. Зайд, опытный военачальник, которому Пророк ﷺ уже много раз поручал вести мусульман в бой, решил избежать немедленного столкновения с врагом и отвёл мусульман на юг, в Мута, дав им время для консолидации.
Враг последовал за ними, и вместо того, чтобы отступать дальше, Зайд приказал провести внезапную атаку, которая могла привести к серьёзным последствиям.
Вернувшись в мечеть в Медине, Пророк ﷺ, взойдя на минбар, сообщил собравшимся о событиях, происходящих в Мутахе, как будто они разыгрывались у него на глазах. Всего за несколько часов до боя он объявил о трёх смертях, и слезы текли у него из глаз.
«Они бросились сражаться с врагом. Зайд пал как мученик. Пусть Аллах простить его. Джафар бин Аби Талиб взял знамя и яростно сражался, пока не пал мучеником. Пусть Аллах простит его. Абдулла бин Раваха взял знамя и твёрдо стоял против врага, пока тоже не пал мучеником. Пусть Аллах прости его. Халид (бин аль-Валид) взял знамя». Пророк ﷺ поднял руки и сказал: «О, Аллах, Халид – один из Твоих мечей. Даруй ему победу».
Гробница Джафара немного больше, чем гробница Зайда, но в остальном похожа. Джафар был старшим братом Али бин Аби Талиб и двоюродным братом Пророка ﷺ по отцовской линии. Он был среди сподвижников, эмигрировавших в Абиссинию на ранних этапах миссии Мухаммада ﷺ.
Любимый Пророком ﷺ, когда он вернулся в Хиджаз в 7 году Хиджры, как раз когда была выиграна битва при Хайбаре, Пророк ﷺ сказал, увидев его: «Я не знаю, чему радоваться, фатху (победе) Хайбара или приходу Джафара!»
Третья гробница – саркофаг, покрытый зелёной тканью, – принадлежит Абдулле бин Равахе, талантливому поэту. Он был среди семидесяти ансаров, которые отправились в Мекку, чтобы присягнуть на верность Пророку ﷺ.
Сообщается, что он ясно выразил своё желание принять мученическую смерть, когда покидал город посланника Аллаха ﷺ, после чего произнёс: «Когда люди будут проходить мимо моей могилы, они скажут: «Как Аллах наставил его на путь истинный; каким он был умелым бойцом».
Мало кто знает о таком сподвижнике Пророка ﷺ, как Зайд бин Харит, чья могила также находится в Иордании. А ведь он очень много значил для посланника Аллаха ﷺ, его он называл своим «мавла» и говорил: «Ты от меня, и я люблю тебя больше всего».
Зайд происходил из племени Калб, цвет его кожи был чёрным. Зайд провёл почти всю свою жизнь рядом с Пророком ﷺ и был одним из первых, кто принял ислам. Усыновив его в детстве (Зайд предпочёл Пророка ﷺ своему собственному отцу), последний из пророков встал у Каабы и объявил: «Засвидетельствуйте, что Зайд – мой сын!» И до того, как было запрещено брать имя, отличное от имени собственного биологического отца, он стал известен как Зайд бин Мухаммад. Это ли не показатель глубины любви Пророка ﷺ к нему. Его прозвали «Хиббу РасулАллах», а позже сын Зайда, Усама, который также был любим Пророком ﷺ, получил прозвище «Хиббу Хибби РасулАллах».
Все фото: Zara Choudhary