В музее Каюма Насыри. Фото: Ислам-тудей
Хадж, как один из пяти столпов ислама, всегда занимал особое место в духовной жизни татар. Его эволюция отражает не только изменения в религиозной практике, но и трансформации политического, социального и технологического контекста. Рассмотрим, как совершалось паломничество у татар в три ключевых периода: до 1917 года, в советскую эпоху и в наши дни.
Татарские правители совершали хадж еще в эпоху Казанского ханства. Например, ханша Нурсултан, мать казанского хана Мухаммед-Амина, в 1494 году отправилась в Мекку через Каир с сопровождением из 50 человек. Позже она подписывала письма к русским князьям как «царица Азии хаджия», подчеркивая статус, полученный благодаря паломничеству.
Фото: Ислам-тудей
К XIX веку сложились три основных пути:
• Через Закавказье и Иран к Багдаду, затем через Аравийскую пустыню;
• Из Средней Азии через Афганистан в Индию, откуда морем в Джидду;
• Из черноморских портов через Стамбул и Суэцкий канал.
Фото: Ислам-тудей
Путешествие занимало месяцы, сопровождалось риском нападений на караваны паломников бедуинов, болезнями и нехваткой воды. Например, известный татарский богослов Габдуннасыр Курсави умер в Стамбуле в 1812 году во время эпидемии холеры, так и не достигнув Мекки.
Совершение хаджа – ответственный акт, требующий тщательной подготовки (Фото)
Фото: Ислам-тудей
В конце XIX века российские власти пытались упорядочить хадж: создали консульство в Джидде (1890 г.), ввели паспорта для паломников и медицинские проверки.
Однако предприниматели вроде Саид-Гани Саидазимбаева, строившего «хадж-вокзалы», часто подходили к этому делу недобросовестно. Например, его проекты в Ташкенте привели к скандалам из-за антисанитарии и смертей.
Фото: Ислам-тудей
После Октябрьской революции 1917 года большевики использовали хадж в пропагандистских целях. В 1926 году советская делегация во главе с Ризаэтдином Фахретдином участвовала во Всемирном мусульманском конгрессе, а пароходы Совторгфлота перевозили паломников. Карим Хакимов, первый советский посол в Саудовской Аравии, лично совершил умру в 1925 году, укрепляя дипломатические связи.
К 1930-м хадж практически прекратился. Голод, репрессии и антирелигиозная пропаганда сделали паломничество невозможным. Лишь единицы, рисковали выезжать нелегально.
Фото: Ислам-тудей
1950-60-х власти разрешали выезд лишь небольшим группам (4-15 человек в год), отбирая лояльных граждан. Паломники везли сувениры с советской символикой, а их отчеты использовались для пропаганды «свободы совести» в СССР. Например, в 1960 году из 52 заявок из Казахстана одобрили только одну.
После распада СССР хадж стал доступен массово. В 2025 году Татарстан получил квоту 1800 чел. из 25 тыс., выделенных Саудовской Аравией для России. Паломники могут выбрать программу от $4,5 тыс. («Эконом комби») до $11,6 тыс. («Люкс»), включая перелет, проживание в отелях у мечети Аль-Харам и медицинское сопровождение.
Фото: Ислам-тудей
Перед поездкой паломники проходят обучение обрядам. Современные условия радикально отличаются от прошлого: кондиционируемые палатки в Мине, питание «шведский стол», автобусы с климат-контролем. Как отмечает хаджи Абдуррашид Фаизов: «Иногда кажется, что ты не на хадже, а в путешествии».
Фото: Ислам-тудей
Если раньше испытанием был путь через пустыни, то сегодня акцент сместился на внутреннюю готовность. Однако сохраняются такие трудности как: давка во время ритуалов, жара, необходимость соблюдать строгие правила.
Фото: Ислам-тудей
История татарского хаджа — это путь от риска жизни ради веры до организованных туров. Если в XIX веке паломничество было в основном уделом элиты, а в СССР — героическим поступком, то сегодня оно стало доступным, но не менее значимым. Как сказал Муса Бигиев: «Хадж — это не путешествие, а перерождение». Современные удобства не отменяют духовной сути и теперь у нас больше возможностей уделить внимание внутренней подготовке.
«Войдите сюда с миром»: все секреты о дверях в мечети Пророка ﷺ (Фото)
Хасан Умеров