Дан Уолшне осознавал, что он будет документировать современную историю Палестины, когда начал собирать крупнейшую в мире коллекцию палестинских плакатов десятилетия тому назад. В начале августа текущего года его Архив проекта «Палестинский плакат» (PalestinePosterProjectArchives - http://www.palestineposterproject.org/) был представлен для официального рассмотрения ЮНЕСКО на включение во Всемирный список документального наследия в рамках программы «Память мира». Так, 1700 наиболее ярких палестинских плакатов могут оказаться в реестре памятников всемирного документального наследия наряду с финикийским алфавитом, «Капиталом» Карла Маркса, Кораном Османа, «Шахнаме» Фердоуси, Библией Гутенбергаи т.д.
Начиная с 2009 года 67-летний ирландско-американский графический художник занимался архивированием в электронной форме тысяч плакатов, созданных палестинскими и зарубежными художниками в знак солидарности с борьбой палестинцев за справедливость. Коллекция Уолш включает более 10 тысяч плакатов 1900 художников из 72 стран мира и продолжает увеличиваться изо дня в день.
«Нигде современная история Палестины не раскрывается так полно, ярко, понятно и запоминающе, как в плакатах», - уверяет Уолш («Mondoweiss»). По его мнению, признание ЮНЕСКО этого жанра могло бы привести к новому уровню обсуждения истории палестинского вопроса.
Уолш начал коллекционировать палестинские плакаты в 1975 году в Рабате (Марокко). Тогда Уолш, будучи волонтером «Корпуса мира», остановился перед плакатом с надписью на непонятном для него арабском языке, а проходящий мимо мужчина помог перевести текст. Судьбоносная надпись означала «Палестина», а мужчина оказался представителем Организации Освобождения Палестины.
Представитель ООН завел беседу с Уолшем об искусстве и политике, затем показал ему собрание плакатов предложили забрать с собой любые понравившиеся из них. Уолш забрал около 25 различных постеров. Пораженный изумлением своих коллег-волонтеров от увиденных плакатов, Уолш понял, что натолкнуться на что-то действительно уникальное. И с того момента художник начал коллекционировать палестинские плакаты.
Плакаты играли и продолжают играть значительную роль в борьбе палестинцев за справедливость. Они, изображая выселение палестинцев из родины в 1948 году, жизнь в лагерях для беженцев, интифаду, мирный процесс и войны, служат в качестве визуального напоминания истории палестинского сопротивления против Израиля. Кстати, в 1989-1993 гг., в течение первой интифады, плакаты, содержащие национально-освободительные лозунги, были запрещены Израилем в оккупированных территориях вплоть до подписания Соглашения в Осло (1993 г.).
«Через изображения, цвета и надписи плакаты выражают изменения, происходящие в истории борьбы палестинцев», считает Амер Шомали, палестинский художник, член консультативного отдела Архива проекта «Палестинские плакат» («Al-monitor»).
Действительно, плакаты отражают палестинскую реальность. На постерах 1960-1970 гг. часто присутствуют фигуры фидаинов - участников вооруженного сопротивления против Израиля – с надписями типа «Революция до победы». Однако это фигуры исчезают с плакатов после Соглашения в Осло.
Со временем также изменяется изображение палестинских женщин: в плакатах 1970-х гг. нередко встречаются изображения женщин-солдат, однако в 1990-2000 гг. они исчезают. В последнее время ключевым элементом во многих плакатах становится мечеть Аль-Акса, что объясняется присоединением исламских сил к палестинскому движению сопротивления против Израиля.
Так как палестинский вопрос все еще далек от разрешения, вероятнее всего, что эта форма политического искусства будет продолжать развиваться. Плакаты, представляя собой своеобразную память о политических событиях, будут передаваться из поколение в поколение.
Лейсан Тимергалиева