15 марта 2011 года на фоне т.н. "арабской весны" в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима организовали несколько акций протеста в столице страны Дамаске. Затем антиправительственные демонстрации вспыхнули на юге страны — в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.
В апреле 2011 года массовые манифестации с требованием проведения кардинальных реформ начались по всей стране. В результате столкновений с полицией погибли люди.
Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты — религиозное меньшинство, ответвление шиизма).
Международный комитет Красного Креста (МККК) заявил, что расценивает конфликт в Сирии как гражданскую войну.
Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода президента Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму "зонтичных" оппозиционных структур.
Первой крупной оппозиционной организацией, объединившей разрозненные группировки противников режима в Дамаске после начала вооруженного конфликта в Сирии, стал Сирийский национальный совет, созданный в 2011 году в Турции. Значительную роль в этой организации играют сирийские "Братья-мусульмане".
В ноябре 2012 года СНС вошел в более широкое формирование сирийской оппозиции — Национальную коалицию оппозиции и революционных сил (НКОРС). Нацкоалиция получила признание ряда арабских и западных стран, однако из-за внутренних противоречий так и не смогла эффективно работать. Ряд вооруженных группировок внутри Сирии объявили, что не считают Нацкоалицию своим политическим крылом и не намерены подчиняться ее решениям. В январе 2014 года СНС покинул НКОРС в знак протеста против решения Нацкоалиции участвовать в мирных переговорах по Сирии.
Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под "крышей" т.н. Свободной сирийской армии, созданной сразу после начала конфликта.
Ее основу составили разрозненные боевые группировки, сражавшиеся в разных частях Сирии против Асада. Эти бригады состояли в основном из дезертировавших солдат и офицеров. Основной своей целью ССА декларирует уничтожение режима Башара Асада. Позже в ходе конфликта "Свободная сирийская армия" слилась с так называемым Движением свободных офицеров, которые также представляли собой дезертиров и им сочувствующих. Однако наличие единой структуры и единого управления ССА до сих пор ставится под вопрос, многие военные аналитики называют эту конструкцию искусственной, подчеркивая, что отдельные группировки подчиняются своим полевым командирам.
На стороне правительственной сирийской армии воюют алавитское ополчение и шиитские военизированные группы из соседних стран. Среди таковых, например, иракская "Асаиб Ахли аль-Хак" — радикальная группировка, известная хорошим уровнем боевой подготовки.
Помимо того, в 2013 году о своем участии в сирийском конфликте на стороне сирийских властей заявила признанная в ряде стран террористической ливанская шиитская организация "Хезболла". Интерес ливанцев состоит в защите шиитского меньшинства Сирии.
Самостоятельная сторона конфликта — сирийские курды, которые составляют от 9 до 11,5% населения страны. Курды компактно расселены в северных и северо-восточных регионах страны и давно стремятся к созданию широкой автономии Курдистан в составе Сирии.
Диверсионно-террористическая активность вооруженного крыла оппозиции со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком "театре боевых действий". В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а "линия фронта" вплотную приблизилась к столице.
Логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка "Джебхат ан-Нусра" и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию стали прибывать тысячи "борцов за веру" со всего арабо-мусульманского мира.
На территории страны ведут действия более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включающих более 70 тысяч человек. Из них десятки тысяч являются иностранными наемниками, а большинство составляют экстремисты из более чем 80 стран, в том числе мусульманских государств, ЕС, США, России и Китая (мусульмане-уйгуры).
Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), позже переименованной в "Исламское государство" (ИГ, арабск. ДАИШ, запрещена в России). ИГ, имеющая связи с "Аль-Каидой", набрала наибольшую силу во время действий на территории Сирии, где воевала против правительственных сил и приобрела репутацию одной из самых жестоких. Летом 2014 года организация "Исламское государство" провозгласила "халифат" на захваченных территориях Сирии и Ирака.
Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов.
В Дамаск ездили инспекторы ООН, чтобы собрать необходимые анализы и биологические образцы.
Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта применила нервно-паралитический газ зарин.
Возможное использование химического оружия развязало мировую дискуссию о необходимости начала военной операции в Сирии. В свою очередь, президент России Владимир Путин осудил позицию тех, кто призывал к военному решению конфликта в Сирии и выдвинул инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала.
28 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Сирии в поддержку плана Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), направленного на уничтожение сирийских химических арсеналов. В конце июня 2014 года вывоз химического оружия из Сирии был завершен.
В начале 2016 года ОЗХО заявила о полном уничтожении сирийского химического оружия.
10 сентября 2014 года президент США Барак Обама объявил о создании международной коалиции против радикальной группировки "Исламское государство". Однако, по оценкам экспертов, действия возглавляемых Вашингтоном сил не привели к сколько-нибудь значимым успехам. Более того, коалицию не раз обвиняли в том, что в результате авиаударов гибли мирные жители, а не террористы.
С 30 сентября 2015 года Россия по запросу президента Сирии начала наносить точечные авиаудары по объектам запрещенных в РФ группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" в стране. К январю 2016 года Воздушно-космические силы при участии кораблей Каспийской флотилии и подлодки Черноморского флота "Ростов-на-Дону" уничтожили несколько сотен боевиков и тысячи объектов террористов. Действия Воздушно-космических сил России после обращения сирийского правительства реально помогли переломить ситуацию в Сирии, помогли обеспечить сужение контролируемого террористами пространства.
В январе 2015 года Россия стала организатором неформальных предварительных консультаций между представителями сирийского правительства и оппозиции, первый раунд которых прошел 26-29 января 2015 года в Москве. В ходе встреч была выработана общая платформа, состоялась дискуссия с представителями правительства Сирии. В результате согласованы так называемые "московские принципы", в которых идет речь о выработке политической платформы национального согласия.
6-9 апреля 2015 года в Москве состоялся второй раунд переговоров сирийских властей и оппозиции по поиску путей урегулирования кризиса в Сирии. Сторонам удалось согласовать итоговый документ из десяти пунктов.
18 декабря 2015 года впервые за долгое время и в условиях напряженной международной обстановки странам-членам Совета Безопасности ООН удалось договориться и принять резолюцию, направленную на запуск мирного процесса в Сирии. Документ предполагает прекращение огня, создание конституции в шестимесячный срок, проведение в течение 18 месяцев выборов и учреждение единого антитеррористического фронта.
В качестве основы для политического перехода в Сирии СБ ООН одобрил Женевское коммюнике "Группы действий" по Сирии от 30 июня 2012 года и "венские заявления" (совместное заявление от 30 октября 2015 года по итогам многосторонних переговоров по Сирии, проведенных в Вене, и заявление Международной группы поддержки Сирии от 14 ноября 2015 года).
Переговоры между сирийским правительством и представителями сирийской оппозиции начались в Женеве 29 января 2016 года в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Спецпосланник ООН по Сирии 3 февраля заявил, что в межсирийских переговорах в Женеве наступила временная пауза.
Новый раунд был запланирован на 25 февраля, но не состоялся.
9 марта в Женеве возобновились непрямые межсирийские переговоры.
22 февраля было опубликовано совместное заявление США и РФ по Сирии, согласно которому перемирие между войсками правительства Сирии и вооруженными группами оппозиции должно наступить с 27 февраля, однако оно не будет распространяться на "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусру" (запрещены в РФ) и другие формирования, признанные ООН террористическими.
Режим прекращения огня в Сирии официально вступил в силу в ночь на 27 февраля по дамасскому времени (01.00 мск).
По состоянию на 9 марта 2016 года общее количество незаконных вооруженных формирований (НВФ), заявивших о своей приверженности выполнению и принятию условий прекращения боевых действий, достигло 42.
В результате вооруженного конфликта, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. По оценке МИД России, общее количество сирийских беженцев в мире составляет 4,6 миллиона человек, число внутренне перемещенных лиц насчитывает более 7,6 миллиона человек.
13,5 миллиона жителей страны нуждаются в срочной помощи.