«Иджтихад в исламской правовой традиции и наследии татарских богословов конца XVIII – начала XX вв.» – такое название получила научная монография, выпущенная Абдуллой хазратом Адыгамовым, заведующим кафедрой гуманитарных наук и арабского языка Казанского исламского университета, преподавателем Болгарской исламской академии.
Презентация издания состоялась в рамках III Международного форума «Богословское наследие мусульман России», который в эти дни проходит в стенах Болгарской исламской академии.
Научная монография состоит из трёх разделов, каждый из которых посвящён конкретному вопросу. Так, в первой части работы автор приводит мнения относительно периодизации становления и развития исламского права, сопровождая каждый этап научным анализом. Здесь представлен краткий, но содержательный очерк о социально-политическом устройстве Аравийского полуострова, который способствует пониманию зарождения исламской правовой системы.
Во втором разделе монографии содержится развёрнутый анализ понятия «иджтихад» в богословской и исламоведческой традициях.
Читайте также: Иджтихад (усердие)
Автор приводит языковое и терминологическое значение термина «иджтихад», рассказывает историю его появления и трансформацию понимания иджтихада. Отдельно Адыгамов в своей работе поднимает вопрос возможного закрытия врат иджтихада.
Особое место в монографии Абдулла хазрат уделил анализу вопросов иджтихада в наследии татарских богословов, последовательно рассматривая мнение Марджани, Курсави, Баруди, Фахретдина и других именитых татарских алимов.
Третий, заключительный раздел посвящён рассмотрению идей коллективного иджтихада, с раскрытием трёх сфер его применения.
Каково место иджтихада в исламской правовой системе? Как относились к такому инструменту правотворчества татарские мыслители? Что представляет собой иджтихад? Именно на эти вопросы отвечает в своей монографии Абдулла хазрат Адыгамов.
«Иджтихад в нашей среде обсуждается очень активно, поскольку иджтихад фактически сформировал исламское право в том виде, в каком мы его знаем. И до сих пор он является инструментом, позволяющим разрешать те или иные новые события, явления, возникающие в мире. В частности, речь касается и пандемии COVID-19, когда на некоторое время отменялась пятничная молитва, изменились способы её совершения (к примеру, если раньше мусульмане старались встать плотнее друг к другу, то сейчас обязаны соблюдать определённую дистанцию). Мы стали свидетелями появления новых фетв», – отметил Абдулла хазрат.
В некоторых исследованиях, по словам Адыгамова, можно увидеть, что иджтихад представляется как самостоятельное суждение или рационалистический подход к оценке общественных явлений или богословских установок.
«Такие определения создают проблемы, поскольку традиционный иджтихад не совершается в отношении тех вопросов, которые уже освящены в Коране и сунне, а затрагивает только новые события и явления. При этом мы должны помнить, что иджтихадом могут заниматься только специалисты. Видимо, по этой причине в средние века, после падения Багдада, когда начинается застой в исламском праве, можно в той или иной литературе можно прочитать идею о том, что богословы высказались относительно закрытия врат иджтихада», – пояснил Абдулла хазрат Адыгамов.
Тогда стали выделять критерии определения муджтахида, которых оказалось семь. Какого же человека можно назвать муджтахидом? По имаму Газали, он должен знать 500 аятов по исламскому праву; знать цепочку передачи хадиса; обладать знанием случаев иджмаа; разбираться в методологии богословской аргументации, характерной для фикха; знать арабский язык в совершенстве, знать случаи отмены конкретных аятов; а также иметь возможность проверить достоверность хадисов.
В своей монографии Адыгамов рассматривает иджтихад времён Пророка (с.а.с.) и праведных халифов, в годы становления мазхабов в период Омейядов, Аббасидов и до настоящего времени.
«Без понимания истории становления иджтихада, мы не сможем прийти к достоверным выводам относительно его сущности», – заключает автор работы.