Вышитые, напечатанные, нарисованные, старинные и современные... Они висят практически в каждом татарском доме, украшают его и сохраняют его самобытность. Речь идет об уникальном виде мусульманского искусства, присущего только татарам – шамаиле.
Шамаиль – произведение арабской каллиграфии ритуального назначения, где сочетаются текст и изобразительные элементы, но ни в коем случае нет изображений человека или каких-либо других существ. Текст шамаиля, как правило, это аяты и суры Корана, хадисы и назидания нравственного характера.
Неизвестный мастер. Шамаиль с зеркалом. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска масляная. Текст: "С именем Милостивого, Милосердного Аллаха, от гонимого шайтана спасаюсь у Аллаха. Открой нам дверь блага! О, Аллах наш! Открой двери (Рая). О, Аллах наш! Совершенствуй мой нрав, как ты создал мое тело в совершенстве, и сохрани мое лицо от Огня!"
Вариантов исполнения шамаилей большое множество: на стекле, бумаге, печати и вышивке.
Считается, что такой феномен, как шамаиль, получил развитие при каких-то исключительных обстоятельствах только у казанских татар, причем у других мусульманских народов его нет.
Мастер Фаридулла. Шамаиль из Сакмарского района. Тадж-Махал. Первая половина ХХ века. Стекло, краска масляная, фольга, роспись. Текст: "Бисмилляхир рахманир рахим. Ля иляха илля лаху Мухаммад расулюллах!"
Посвященная этому феномену татарского искусства в национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного Музея изобразительных искусств (ГМИИ) РТ открылась выставка «Шамаиль. Искусство письма». Выставка представила 20 произведений известных каллиграфов.
История шамаилей очень интересна и начинается она с принятия ислама нашими предками в Волжской Булгарии 1100 лет назад. Сначала это были картины маслом, потом шамаили стали вышиваться, а к ХХ веку уже печататься. В советское время шамаиль практически ушел из жизни народа из-за существовавшей антирелигиозной идеологии.
Мастер Хамидулла. Текст: аятуль-Курси. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска
Из профессиональных художников в советское время только Баки Урманче (1897–1990) – народный художник Татарстана и Российской Федерации, заслуженный художник Казахстана, лауреат госпремии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан создал несколько графических шамаилей.
Баки Урманче. Шамаиль "Аллах прекрасен и любит красоту", 1989. Бумага, тушь, краска бронзовая, перо, карандаш.
Урманче вырос в семье муллы, где среда способствовала формированию в нем интереса к арабской каллиграфии. Художник очень уважал многовековую традицию татарского народа, и игнорировал советскую идеологию и возродил это искусство, дав импульс развития для творчества других художников.
Урманче работает в комиссии по усоверршенствованию шрифта на арабской основе и сам разрабатывает новые образцы, публикует научные статьи для печати, создает эскизы ваз с арабскими надписями, участвует в редактировании и подписывает «письмо 82-х» о значении для татарской культуры арабской графики, обращенное к Сталину.
Баки Урманче. Шамаиль "Не гневайся", 1989. Бумага, тушь, бронзовая краска, перо, карандаш.
Веру в духовное начало, интерес к истории татарского народа не смогли сломить ни годы репрессии в Соловках, ни трудный период последующих скитаний.
В 70-х годах XX столетия мастер возвращается к искусству арабской каллиграфии: преподаёт уроки каллиграфии в Казанском университете, создаёт ряд арабографических произведений; вырабатывает свой собственный, узнаваемый стиль письма.
Баки Урманче. Шамаиль "Слава Аллаху", 1989 год. Бумага, тушь.
И, хотя каллиграфические композиции Баки Урманче, созданные в советский период, составляют лишь незначительную часть его многогранного творчества, они предвосхитили собой рождение новой «волны» арабской графики, возникшей в современном татарском национальном искусстве 90-х годов прошлого столетия.1
Коран из личного архива Умранче.
Отличительной чертой татарского шамаиля является фольга, подложенная с обратной стороны стекла. Так народные мастера изображали «нур» – божественный свет.
Еще один важный элемент татарского шамаиля – растительный мотив и цветочный орнамент, стиль которого зависел от индивидуального уровня мастерства художника.
Растительный орнамент указывал на высшую ступень счастья мира вечного – Рай.
Неизвестный мастер. Шамаиль коронный из мечети Марджани. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска
Неизвестный мастер. Шамаиль с веткой вишни. Аят аль-Курси, начало ХХ века. Указаны имена 4-х халифов.
Неизвестный мастер. Шамаиль, начало ХХ века. Стекло, фольга, роспись маслом.
Неизвестный мастер. Шамаиль "Сад". "Священный свиток с шахадой". Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска темперная. Текст: "бисмилля", шахада, имена халифов и "Он, Аллах".
Мастер Госман С. Шамаиль начала ХХ века. Стекло, фольга, краска.
Неизвестный автор. Аятуль-курси. 1940-е годы. Стекло, фольга, масло.
1. Рустем Шамсутов, кандидат искусствоведения