Музеи мира: дверь в необъятный мир исламского искусства

Что такое ислам, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите о мусульманах? К сожалению, в свете трагических событий последних лет эти ассоциации носят всё более негативный характер. В этом есть определённая «заслуга» террористических организаций, которые, стоит ещё раз подчеркнуть, не имеют ни нации, ни религии.

Всё чаще в СМИ мы встречаем рядом с «исламом» упоминания о негативных фактах, становимся свидетелями повсеместного очернения исламской религии и того бесценного вклада, который мусульманская цивилизация внесла и продолжает вносить по сей день в различные сферы общества.

Но ведь ислам – это красота, простота, мудрость и любовь Всевышнего. Это то, что оберегает и охраняет от зла и бедствий, ведёт верным путём к довольству Создателя. Ислам включает в себя, пожалуй, все сферы жизнедеятельности общества – культуру, образование, взаимоотношения с другими людьми, спорт, экономику, здоровье и многое другое. Каждая область нашей с вами обычной жизни несёт в себе мудрость Аллаха, но сегодня давайте с вами остановимся на искусстве, ведь именно оно отражает такую палитру многовековой культуры.

Монеты времен пророка Мухаммада (мир ему), сохранившиеся до наших дней (ФОТО)
Пять редких монет, которые изображены на фото, рассказывают давнюю историю распространения ислама с территории Аравийского полуострова, являясь при этом свидетельством становления и дальнейшего развития чеканки мусульманских монет.
09.09.2020
10029

Именно исламское искусство на сегодняшний день является самым эффективным и доступным способом познакомить всю мировую общественность с культурой мусульманской цивилизации, погрузить во многовековую историю существования учения пророка Мухаммада (с.а.с.), несущего в своей основе мир, согласие, принятие и изучение культурного и исторического многообразия мира.

Мы предлагаем сегодня совершить виртуальную прогулку по музеям, которые приоткрывают дверь в необъятный мир исламского искусства. 

Берлинский музей исламского искусства был основан немецким искусствоведом Вильгельмом фон Боде в 1904 году. Он является частью Пергамского музея, расположенного на Музейном острове в центре столицы Германии. Формирование местной исламской коллекции началось после того, как османский султан Абдул-Хамид II преподнёс в подарок германскому императору Вильгельму II коллекцию древних ковров и фриз дворца в Мшатте.

Попытка фон Боде создать уникальный музей, в котором были бы собраны произведения мастеров со всего мусульманского мира, натолкнулась на жестокое противодействие консерваторов. В начале ХХ века в Европе всё ещё было недостаточно информации о древней и самобытной культуре исламских стран.

Длительная просветительская работа и настойчивость понадобились для того, чтобы преодолеть предубеждения, открыв для посетителей неизвестную им ранее цивилизацию.

Уже самый первый экспонат будущего музея – фриз недостроенного дворца халифа аль-Валида II ибн Язида – оказался настоящим шедевром раннего исламского искусства. Руины дворца халифа были обнаружены в 30 км к югу от нынешней столицы Иордании Аммана в 1840 году. Дворец строился в годы правления одного из последних халифов династии Омейядов аль-Валида II в 743-744 гг. Вероятно, халиф хотел построить свою резиденцию в виде великолепного замка, вдали от беспокойной столицы — Дамаска, где постоянно происходили политические волнения.

Интересные традиции: мусульманская деревня, где рисунки на стенах дома определяют статус его хозяина
Небольшие музеи по обе стороны мечети рассказывают историю художественного наследия Абхи, в том числе о том, как статус местных семей определялся качеством фресок в их домах...
27.08.2020
2043

Осуществить замысел аль-Валиду так и не удалось. Он был убит в апреле 744 года. После смерти халифа строительство дворца так и не было закончено. А спустя некоторое время он и во все был разрушен землетрясением. После этого руины сооружения были занесены песком и лишь в середине XIX столетия частично раскопаны исследователями.

Берлинский музей исламского искусства имеет в своём распоряжении экспонаты, которые охватывают все регионы и исторические периоды. Здесь представлены редчайшие экспонаты из Аль-Андалуса, Марокко, Египта, Сирии, Ирака, Персии, Афганистана, Индии и Узбекистана. Одним из самых удивительных произведений в музее является комната из Алеппо. Она была сделана сирийскими мастерами под руководством Халаба Шаха ибн Исы в начале XVII века по заказу богатого христианского купца из города Алеппо.

Комната сделана из деревянных панелей, покрытых многоцветной росписью и цветными металлами. Темы росписей основаны на традициях исламской книжной иллюстрации, состоящей из цветочных и геометрических композиций, выполненных в османском стиле.

Музей исламского искусства в Каире является одним из самых больших в мире. Здесь сосредоточена уникальная коллекция деревянных артефактов, керамических, стеклянных, хрустальных и текстильных предметов со всего мусульманского мира. На протяжении многих лет музей выставлял около 2500 артефактов в 25 галереях, несмотря на то, что в музее более 102 000 экспонатов. Одним из самых известных экспонатов является редкий рукописный экземпляр Корана, написанный серебряной краской.

В столице Катара – Дохе – находится другой исламский музей, который имеет собственное отдельное помещение с 1980 года. Это одна из наиболее полных коллекций, которая собиралась с трёх континентов в течение 1400 лет.

Представленные экспонаты были привезены из Испании, Ирака, Ирана, Индии, Турции, Египта и Центральной Азии. Здесь есть предметы из керамики, метала, дерева, ткани, стекла, а также ювелирные изделия, которые датируются VII-XIX веками. Каждый артефакт имеет собственную историю.

Особого упоминания заслуживает Музей Ага Хана, что расположен в Торонто, Канада. Это музей исламского и, в частности, иранского искусства. Здесь собраны коллекции исламского искусства всех периодов существования мусульманской цивилизации, а также здесь представлена частная коллекция короля Ага Хана, принца и принцессы Садруддин Ага Хана и Института исламских исследований в Лондоне. Музей получил название в честь 77-летнего принца Шах-Карима аль-Хуссейни.

Музей Ага Хана одновременно является научным учреждением, в задачу которого входит коллекционирование, исследование и экспонирование произведений искусства исламских цивилизаций. Это портреты, текстиль, миниатюры, керамика, книги, рукописи и музыкальные инструменты, представляющие более десяти веков истории человечества, и географически охватывающие область от Пиренейского полуострова до Китая. До того, как экспонаты получили постоянное здание, они часто выставлялись в музеях разных стран мира.

Здесь же можно найти самый ранний известный экземпляр труда Авиценны (Ибн Сина) «Канон врачебной науки», датированный 1052 годом, страницы Голубого Корана IX-X веков. Жемчужиной постоянной коллекции стали 150 страниц иллюстрированных страниц поэмы Х века «Шахнаме» о персидских царях и героях.

По признанию самого Ага Хана, одним из его любимых экспонатов является астролябия из Испании, на медной поверхности которой выгравированы надписи на латыни, арабском и иврите – напоминание о его многофункциональном использовании среди купцов XIV века.

Интересен и исламский музей Турции, расположившийся в районе Фатих в Стамбуле, который был создан в 1524 году при дворце Ибрагима-паши. В коллекции музея – лучшие образцы каллиграфии, плитки, ковры и этнографические изображения на предметах, отражающие разнообразие и древность турецкой культуры. Здесь воссозданы и выставлены жилища мусульман разных времён.

Удивительные музеи исламского искусства и культуры есть и в Испании, которая долгое время, как мы знаем, была мусульманским государством. Гранада стала столицей мавров во время их правления на территории Испании. Пожелав воссоздать кусочек рая на земле, в XIV веке они соорудили парково-дворцовый ансамбль Альгамбра, что переводится как «красный замок».

Этот дворец – бесспорно архитектурный шедевр во всех отношениях и представляет собой музей под открытым небом. Сама композиция постройки дворца, включения в ансамбль чудесных садов и водоёмов являет собой яркий пример представления мусульман о Рае, о его вечности, которой будут вознаграждены достойные.

Альгамбру воспевали поэты, потому что её образ на фоне заснеженных гор и зелёных деревьев выглядит по-настоящему сказочным. Все здания утопают в цветах и украшены орнаментом, характерным для мавританских построек.
Комплекс огромен, и в нём можно легко заблудиться. Сам по себе этот дворец представляет отдельный город, который впоследствии был значительно расширен, а каждый правитель оставил свой неизгладимый след. К примеру, Карл V даже построил свой собственный дворец в пределах комплекса в эпоху после Насрида.

Мамлюкский Коран и Коран Бейбарса: где скрываются отличия?
Запретив при иллюстрации использовать изображения живых существ, мусульмане смогли превратить само письмо в отдельную, неповторимую по красоте и мастерству форму искусства, которая продолжает развиваться и сегодня.
24.12.2020
7593

Особого упоминания заслуживает Хенералифе – знаменитый сад, состоящий из цветов, прекрасного лабиринта резных кустарников и фонтанов. От этих дворцов захватывает дух. Чрезвычайное внимание к деталям, симметрия, красивые коранические стихи и совершенное чередование открытых дворов и внутренних помещений.

На протяжении многих веков дворцы Насридов сохраняли свою особую исламскую идентичность. Несмотря на разрушение католиками многих частей Альгамбры, французские обстрелы в 1800-х годах и полное забвение в XVIII-XIX веках, дворцы Насрида остаются в значительной степени нетронутыми. Они состоят из трёх отдельных зданий, называемых Мехуар, дворцов Комареса и Дворца Львов.

Самая древняя часть Альгамбры – Алькасаба, которая представляет собой оригинальную крепость, построенную до появления дворцов и садов. Насриды использовали крепость как военную базу Королевской гвардии. Поднявшись на башни, каждая из которых выше предыдущей, можно окинуть взор и увидеть то, что когда-то видели сами султаны, - Гранаду во всей её непередаваемой красе, окружённую величественными снежными шапками Сьерра-Невады.

Говоря о ведущих музей исламского искусства и культуры, нельзя не сказать и о Музее исламской культуры, который расположился в самом центре Казани – в Казанском Кремле, на территории мечети Кул-Шариф. Открыл свои двери для посетителей он в 2006 году. Без преувеличений будет сказано, что это единственный российский музей, посвящённый истории мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья.

Что касается экспозиции музея, то она знакомит своих посетителей и гостей с восприятием ислама татарским народом, с мусульманской культурой, которая стала важным фактором в формировании культуры татарской нации. Именно здесь можно узнать все тонкости возникновения и дальнейшего расцвета мусульманской цивилизации в Поволжье, проникнуться культурой ислама, начиная от времён существования Волжской Булгарии и заканчивая современностью.

Центральным и самым значимым экспонатом музея является интерактивный «Листающийся Коран», показывающий казанское издание 1803 года.

Замыкает нашу подборку один из самых молодых российских музеев, рассказывающих о культуре и красоте ислама – Петербуржский музей исламской культуры. Идея создать такой музей принадлежит двум людям – директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и теперь уже бывшему заместителю директора Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого) Ефиму Резвану.

По задумке создателей, Музей исламской культуры должен стать не просто площадкой для выставок, а настоящим культурным центром. Одна его часть будет работать в режиме музея до 19:00, а вторая представит собой креативное пространство, что подразумевает под собой не только лекции специалистов, но и кинопоказы, и даже международные недели исламской моды.

По словам Ефима Резвана, главная цель учреждения – показать ислам с непривычной для российского рядового жителя стороны, представить широкой общественности истинный, а не ложный образ ислама.

А какой из мировых музеев исламской культуры больше всего понравился вам?

Пишите в комментариях, делитесь своими впечатлениями!
 

Социальные комментарии Cackle