Ежегодно миллионы мусульман прибывают в Мекку, чтобы совершить обряды хаджа и умры. Это события, во время которых индивидуум подчиняется коллективному ощущению бесконечности вместе с мусульманами всех рас и национальностей.
Однако наибольшее влияние хадж и умра оказали на сам город и его экономическую жизнь. Стремясь удовлетворить нужды растущего числа паломников, из скромного города Мекка превратилась в грандиозный в социальном, архитектурном и технологическом плане мегаполис.
Сейчас паломники могут общаться с имамом или мутавифом своей хадж-группы через специальный наушник, находясь на расстоянии. Этот же наушник одновременно функционирует как часть системы слежения, помогая организаторам хаджа управлять толпой. На периферии Мекки даже есть исследовательские центры, единственной целью которых является разработка всевозможных приложений, устройств и технических приемов для управления толпой, чтобы способствовать беспрепятственному осуществлению паломничества.
Цикличность и сезонность событий сформировали облик Мекки. Сейчас постоянный приток паломников и получение прибыли от круглогодичного религиозного туризма содействуют диверсификации экономики Саудовской Аравии. Заповедная мечеть во многих смыслах является центром, но из-за роста активности паломников и прихожан её социальные и пространственные аспекты выходят за пределы установленных физических границ. По мере того, как человеческая активность всё сильнее проникает в мечеть, культовое сооружение занимает всё большее пространство, простираясь всё дальше в город. Это приводит к большему гражданскому развитию и росту потребности в инфраструктурной поддержке в виде разветвленной дорожной сети и дополнительных жилых помещений. Город и мечеть оказались неразрывно связанными друг с другом.
Несмотря на это сближение, теперь Мекка рассказывает историю сразу двух городов: безупречно освещённые, мраморные пределы Заповедной мечети и окружающие её небоскребы отбрасывают тени на хаотичную застройку и скопление недостроенных домов, покрывающих холмистую местность всего в 700 метрах от отелей. Стеклянные башни гостиниц, построенных для размещения большого числа паломников и посетителей мечети, постепенно вытесняют городскую и социальную инфраструктуру, которая когда-то окружала Заповедную мечеть.
Анализ и изучение типов зданий с точки зрения архитектуры часто ограничивается только рамками самого строения. Однако такое здание, как мечеть – и особенно Заповедная мечеть – как элемент городской застройки, окружённый другими сооружениями, важно рассматривать как в локальном, так и в глобальном масштабе города.
Профессор архитектурной школы Ирвина С. Чанина, историк архитектуры и критик Энтони Видлер полагает, что архитектура рассматривает городскую застройку как воплощение истории, традиций и культуры, что зарождает формальную основу новой типологии. По словам специалиста, город становится продуктом своего прошлого и сущностью настоящего. В случае с Меккой данная концепция очень резонирует: Заповедная мечеть превратилась в пространство внутри города, сама суть которого заключается в создании условий для выполнения исламского долга.
Представление о мечети как о месте для собраний возникло впервые, когда мечеть Пророка в Медине стала использоваться не только для коллективной молитвы, но и для чтения пятничной проповеди (масджид аль-джума, или «пятничная мечеть»). Фактически, по своей концепции мечеть одновременно служила местом отправления культа и общественным центром, играя тем самым ключевую роль в формировании общества.
Это всегда было и в Заповедной мечети в Мекке, которая исторически и сейчас функционирует не только как пространство для молитв, но также служит продолжением социальной ткани города. Одновременно это место для торговли, образования, отдыха и сна. Простираясь за свои границы на улицу, оно служит пространством для передвижения и взаимодействия. Типологическая и инфраструктурная ценность мечети огромна.
Исторически границы Заповедной мечети обозначались непреступной защитной стеной, прерывавшейся только воротами, разбросанными по всей её длине, чтобы люди могли входить в священное пространство. Эта сплошная пограничная стена расширяется, образуя колоннаду, которая ведёт во внутренний двор, в центре которого находится Кааба. Колоннада не только обеспечивала прихожан тенью во время молитвы, но и являлась образовательным пространством, где учёные и их ученики собирались до или после молитвы. В результате в течение дня Заповедная мечеть была активным центром притяжения для богослужений и просвещения.
От стены в сторону города мечеть окружали несколько медресе, а также рынки, школы и дома влиятельных или правящих племен. Еще в 1791 году их запечатлели Чарльз Николас и Джозеф Варин на своей гравюре Ka’bat Allah Aleuliya. По сути, эту пограничную стену можно считать своего рода «живой» стеной, где сосредоточены религиозные, политические и экономические деятели, которые будут влиять на развитие города и формировать его общество.
Несмотря на кажущуюся четкость, вместе с воротами, которые со временем стали больше и грандиознее, граница между городом и мечетью одновременно становится все более размытой. Молитвенные пространства выплескиваются во дворы и на улицы, в то время как общение, торговля и жилье проникают в мечеть, бросая тем самым вызов любым формальным предписаниям и отстаивая восприятие города как мечети и мечети как города. Двое слились в одно.
Однако при более внимательном рассмотрении можно заметить напряжение и раскол. На гражданском или инфраструктурном уровне Мекка терпит крах: светофоры, как правило, игнорируются, пешеходная активность просачивается на дороги, а предписанными правилами пренебрегают. В социальном плане неравенство экстремального богатства и экстремальной бедности само по себе проблемой не является, но их близость и взаимодействие друг с другом тревожат. Шоссе Ибрагима Аль Халила (центральная артерия города) не только служит ключевым инфраструктурным каналом Мекки, но также формирует социальную границу. С одной стороны от дороги возвышаются небоскребы, окружающие мечеть, с другой находится Аль-Шарашиф, одна из крупнейших стихийных застроек в Мекке.
Будучи универсальным центром поклонения, Мекка, несомненно, радушно принимает и богатых, и бедных, как это происходило на протяжении веков, но развитие города безжалостно и неизбежно.
Город, чьи небоскребы расположены у самого подножия Заповедной мечети – теоретически на службе у всех паломников – в действительности является домом для привилегированной элиты невероятно богатых людей, которые имеют прямой доступ к религиозному центру через подземный лабиринт частных дорог. Живущие в комфортном микроклимате, они созерцают Мекку с головокружительной высоты; им не нужно физически взаимодействовать с обычными людьми.
Между тем простых людей – жителей Марказии, района, прилегающего к Заповедной мечети, – вынуждают покинуть своё поселение. Растущий приток религиозных гостей города создает большее давление на землепользование и резко повышает стоимость земли, настолько, что теперь этот район превратился в место, предназначенное практически исключительно для обслуживания паломников.
Из неравномерного взаимопроникновения между городом и мечетью рождается грубая, неудобная правда: Мекка, в основном существуя для приезжих, не способна функционировать как город для своих собственных жителей. Она становится городом в городе.
Islam-today