Вопрос:
Многие мои знакомые заключали никах, и мне стало очень интересно, какие адабы и мустахаббы есть в заключении никяха? На что нужно обратить внимание?
Ответ:
В книге «Ад-Дурруль-Мухтар» в разделе никаха говорится:
وَيُنْدَبُ إعْلَانُهُ وَتَقْدِيمُ خُطْبَةٍ وَكَوْنُهُ فِي مَسْجِدِ يَوْمِ جُمُعَةٍ بِعَاقِدٍ رَشِيدٍ وَشُهُودٍ عُدُولٍ، وَالِاسْتِدَانَةُ لَهُ وَالنَّظَرُ إلَيْهَا قَبْلَهُ، وَكَوْنُهَا دُونَهُ سِنًّا وَحَسَبًا وَعِزًّا، وَمَالًا وَفَوْقَهُ خُلُقًا وَأَدَبًا وَوَرَعًا وَجَمَالًا.
Мустахаббом является объявлять о никахе, и перед ним читать хутбу, а также проводить никах в мечети в день Джума (в пятницу). Важно, чтобы никях был проведен правильным (благоразумным) человеком, в присутствии справедливых (адль) свидетелей (обязательно по ханафи: минимум двое мужчин или один мужчина и две женщины). Если жених нуждается в том, чтобы взять деньги в долг, он может это сделать. Также до никаха является желательным посмотреть на девушку. Мустахаббом является то, чтобы женщина была младше мужчины, ниже по знатности рода, по величию (славе) и богатству.
Мустахаббом считается высокая нравственность женщины, по сравнению с мужчиной, богобоязненность и красота.
Ибн Абидин в своем «Хашия», комментируя возможность взять деньги для проведения никаха в долг, говорит:
«Потому что за уплату долга Аллах ручается, как говорится в хадисе передаваемым Ат-Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Маджа:
«ثَلَاثٌ حَقٌّ عَلَى اللَّهِ تَعَالَى عَوْنُهُمْ: الْمُكَاتَبُ الَّذِي يُرِيدُ الْأَدَاءَ، وَالنَّاكِحُ الَّذِي يُرِيدُ الْعَفَافَ، وَالْمُجَاهِدُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ تَعَالَى»
«Аллах обязался помочь троим:
- «Мукатаб» (раб, который хочет выкупить себя), который хочет расплатиться
- Жених, который хочет через женитьбу остаться чистым (сберечься от греха)
- Вышедший на пути Аллаха.
Ибн Абидин продолжает свой комментарий. О том «чтобы женщина была младше мужчины»:
«Чтобы женщина быстро не стала той, которая не может рожать (одним из основных целей никаха является рождение потомства)».
Далее, комментируя слова «о знатности рода», он говорит:
«Это для того, чтобы его предки были уважаемыми и религиозными».
К словам «величие и богатства»: «это для того, чтобы жена подчинялась мужу и не унижала его, иначе она будет считать себя выше мужа».
В книге «Фатхуль-Кадир» Ибн Хумам приводит хадис от Ат-Табарани, от Анаса ибн Малик, который передает от Пророка (ﷺ), что он сказал:
«مَنْ تَزَوَّجَ امْرَأَةً لِعِزِّهَا لَمْ يَزِدْهُ اللَّهُ إلَّا ذُلًّا، وَمَنْ تَزَوَّجَهَا لِمَالِهَا لَمْ يَزِدْهُ اللَّهُ إلَّا فَقْرًا، وَمَنْ تَزَوَّجَهَا لِحَسَبِهَا لَمْ يَزِدْهُ اللَّهُ إلَّا دَنَاءَةً، وَمَنْ تَزَوَّجَ امْرَأَةً لَمْ يُرِدْ بِهَا إلَّا أَنْ يَغُضَّ بَصَرَهُ وَيُحْصِنَ فَرْجَهُ أَوْ يَصِلَ رَحِمَهُ بَارَكَ اللَّهُ لَهُ فِيهَا وَبَارَكَ لَهَا فِيهِ»
«Кто женится на женщине из-за ее известности (славы), тому Аллах не увеличит ничего, кроме бесславия. Кто женится ради ее богатства, тому Аллах не увеличит ничего, кроме бедности. Кто жениться ради знатности ее рода, тому Аллах не увеличит ничего, кроме низости. Кто жениться на женщине, не желая ничего, кроме как для того, чтобы потупить свой взор (от чужих женщин), уберечь свои половые органы (от зина), или для того, чтобы связаться родственными связями, Аллах даст баракят (благо) мужчине с этой женщиной, и даст баракят женщине с этим мужчиной»
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин