Вопрос:
Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракатуху, устаз! Не могу найти нигде понятное толкование салавата, который мы произносим после имени пророка Мухаммада, салляЛлаху аляйхи ва саллям. И есть ли разница между «салляЛлаху аляйхи ва саллям» и «аляйхи ас-соляту ва ас-саляму»?
Ответ:
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Во-первых, чтение салавата нашему любимому Пророку салляллаху алейхи ва саллям это очень важная сунна и сильно вознаграждаемое благое дело.
Так, от Абдуллаха Ибн Мас’уда передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Ближе всего ко мне в Судный день будет тот, кто больше всех читает мне салават» (Тирмизи, №484; Ибн Хиббан, №911).
Во-вторых, что касается значения формулы салавата, которую мы произносим после имени Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, то имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, так объясняет ее:
«Слово «ас-солят» в отношении Аллаха означает дополнительные почет и наделение благами. А «ас-салям» от Него – дополнительная безопасность для него [Пророка], благое приветствие и возвеличивание» («Шарх ас-Сугра»).
В пояснении к этим словам шейх Ибрахим ад-Дусуки, да помилует его Аллах, пишет, что «ас-солят» (салават) для творений (людей, например, или ангелов) это дуа – то есть просьба, обращенная к Всевышнему Аллаху, о даровании Пророку, салляллаху алейхи ва саллям, милости и почета, о возвеличивании его степени и т.д.
В отношении же Аллаха «ас-солят» – это дополнительное возвеличивание Пророка и дарование ему дополнительных милостей.
Почему дополнительных? Потому что Всевышний Аллах и так уже, без всякого сомнения, возвеличил нашего господина Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям, сделав его лучшим их людей и избрав предводителем пророков и посланников.
Поэтому салават от Аллаха – это увеличение и без того высокой степени Пророка и наделение его еще более значительными благами.
А когда мы читаем салават, мы тем самым просим у Аллаха этих дополнительных благ для Пророка Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям.
Слово «ас-салям», как сказано выше, означает «дополнительную безопасность для Пророка, благое приветствие и возвеличивание».
Под «дополнительной безопасностью» подразумевается еще большее избавление Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, от страха за себя и свою общину – не потому, что у Пророка есть основания опасаться за свою участь, а потому что чем ближе человек к Аллаху, тем больше он Аллаха боится (ад-Дусуки).
Итак, смысл нашей фразы «салляллаху алейхи ва саллям» примерно такой:
«О Аллах, мы просим у тебя даровать нашему Пророку еще больше почета и благ и еще больше защитить его от всего того, что может его опечалить, а также просим возвеличить его и поприветствовать наилучшим приветствием обитателей Рая».
Можно отметить, что принятый перевод «салляллаху алейхи ва саллям» как «да благословит его Алллах и приветствует» можно считать верным, хотя он не отражает всех смыслов, заложенных в этой формуле салавата.
В-третьих, вы спросили про разницу между двумя формулами салавата «салляЛлаху аляйхи ва саллям» и «аляйхи ас-соляту ва ас-саляму». Так вот, существенной разницы между ними нет. Просто в первом случае мы упоминаем Аллаха, прося у него «а-салят» и «ас-салям» для Пророка, а во втором не упоминаем, но подразумеваем.
А Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин