Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
Эти и многие другие вопросы – были в центре внимания специально приглашенных экспертов, ведущих специалистов России в сфере исламской экономики и финансов, принявших участие в работе круглого стола «Партнерские финансы в современной России: теория и практика» в Российском исламском институте.
1 сентября прошел ровно год со дня начала двухлетного эксперимента по установлению специального регулирования в целых создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты России. Эксперимент проводится на территориях Башкортостана, Дагестана, Татарстана и Чечни.
С напутственными словами выступил заместитель Муфтия Татарстана по образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик хазрат Мухаметшин. Модератором же круглого стола выступил доктор исламских наук, директор РЦИЭФ, ученый секретарь Совета улемов ДУМ РТ Рустам хазрат Нургалеев.
Он отметил, что за год реализации эксперимента по внедрению инструментов исламского финансирования в Татарстане сертифицировано уже 17 исламских финансовых продуктов.
«За год проделано большое количество работы. От нас ожидали в первый год, когда мы раскачаемся, когда мы определим, что делать. Но мы раскачались достаточно быстро. Успели за один год просертифицировать уже 17 исламских финансовых продуктов в Татарстане. Успели сформировать несколько научно-богословских площадок, достичь понимания не только на республиканском, но и на российском уровне. И, более того, вопросы реализации проекта исламских финансов в России стали заметны и слышны нашими коллегами за рубежом. И это только за один год. Я думаю, что темпы развития достаточно хорошие. Понимание и поддержка имеется. Здесь нужно отдать должное основным критериям, которые помогают так качественно и энергично двигаться в сторону развития исламских финансовых институтов. Это, в первую очередь, наличие богословского сообщества в лице Российского исламского института, Духовного управления мусульман Татарстана. И, конечно же, грамотная и качественная поддержка руководства Республики Татарстан в лице министерства экономики и лично министра экономики. Говоря о перспективах, можно сказать, что, если мы хотя бы этот темп сохраним, то уже за года 2-3, я надеюсь, мы достигнем того, на что некоторые наши коллеги потратили десятилетия», – сообщил спикер.
Говоря о проблемных вопросах внедрения инструментов исламского финансирования, Рустам хазрат Нургалеев прежде всего отметил слабую осведомленность населения.
«Мы всегда говорим о том, что финансовая грамотность населения не на самом высоком уровне. Когда на это еще накладываются определенные теологические особенности – «исламскость» – то в этом еще сложнее. Но мы работаем. У нас есть определенные площадки донесения информации. Это не только телевидение и радио, это, например, и определенные религиозные круги: медресе, приходы, мечети. Более 1,5 тыс. мечетей в Республике Татарстан являются замечательной площадкой для разговоров и продвижения информации об исламских финансах. Это, наверное, самая большая проблема. Потому что, как только у нас уровень осведомленности и восприятия этого продукта у населения появится, появится запрос, а как только появится запрос, начнут формироваться сделки и начнется торговля. Потому что технически, инструментарно уже сделано больше, чем есть на данный момент потребителей», – констатировал эксперт.
Выступая на мероприятии, казый Казани, сертифицированный шариатский эксперт AAOIFI, начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булат Мубараков остановился на унификации и стандартизации исламских финансовых инструментов с точки зрения учета и аудита, то есть полноценного шариатского комплаенса.
Фото: Ислам-тудей
«Это направление в Российском исламским институте выделено в отдельную дисциплину, она преподается. Это и внешний аудит, и внутренний аудит, это и шариатский комитет в отдельных финансовых учреждениях, это и отдельные навыки по составлению каких-то договоров, проверки договоров. Конечно, это необходимо. И, возможно, необходимо будет подготавливать специалистов более широкого профиля, то есть не только с очки зрения шариата, чтобы этот человек мог читать и финансовую отчетность, чтобы он знал и шариатские стандарты, и этические нормы ислама», – подчеркнул спикер.
Фото: Ислам-тудей
В свою очередь доктор исламских наук, специалист в области исламских финансов Ахмад Хаджи Исаев отметил, что в Дагестане исламские финансы начали практиковать более 20 лет назад.
«На сегодняшний день в республике более 15 компаний функционируют. Большинство этих компаний постоянно обращаются к исламскому богословскому сообществу. Они очень заинтересованы, чтобы их деятельность соответствовала шариатским наукам. Почти все руководители этих компаний набожные, богобоязненные люди. Они хотят, чтобы все это было по нормам шариата. Поэтому исламское богословие всегда готово им помочь: и муфтият Республики Дагестан, и, в частности, отдельные богословы. Мы всегда находим ответы на те или иные вопросы, связанные с исламскими финансами», – подчеркнул спикер.
Он также констатировал, что темпы развития исламских финансов в Дагестане в последние шесть-семь лет быстрые, не такие, какими были вначале.
«В Республике Дагестан очень много мусульман, которые соблюдают. В дальнейшем, думаю, в этом смысле, дела пойдут еще более быстрыми темпами», – заявил эксперт.
Выступая на мероприятии, Шамиль Шовхалов – доктор экономических наук, профессор, сертифицированный эксперт в области исламских финансов (ОАЭ), руководитель Российского совета по исламским финансам – остановился на проблемах внедрения исламских финансовых инструментов в России.
В этом смысле Россия, по сравнению с арабо-мусульманскими странами, имеет ряд преимуществ, поскольку имеет возможность использовать их опыт, в частности, в разработке единых стандартов применения инструментов исламского финансирования.
«Стандарты, которые они разрабатывали годами, уже готовы и, конечно же, в этом смысле, нам проще. Поэтому говорить, что мы что-то с нуля будем разрабатывать, неверно. Говоря о стандартах исламских финансовых инструментов, проблемы в их внедрении возникают только при наличии противоречий с законодательством стран, в которых они применяются. Есть некоторые инструменты, которые мы не можем в принципе использовать, потому что они не соответствуют нашим законам», – отметил спикер.
В качестве примера он остановился на индустрии халяль, которая развита намного лучше, чем исламские финансы. И там применяются чаще всего общепринятые стандарты, а не те, которые могла бы разработать каждая страна по отдельности.
«Стандартизация – это единый язык общения», – подчеркнул Шовхалов.
Сейчас идет интересный этап – подведение самых первых итогов с момента старта в России эксперимента по исламским финансам, считает Рустам хазрат Нургалеев.
«Не секрет, что исламские финансы считаются в правовом смысле более стабильными и защищенными. Финансовый кризис 2008 года показал, что исламская финансовая система является более стойкой. В этой связи необходимо отдать должное нашим братским арабо-мусульманским странам, которые начали развивать исламские финансовые инструменты уже более 40 лет назад. Мы так или иначе пользуемся их богословским опытом и наработками и «подглядываем» их историческую эволюцию в данной отрасли. Тут возникает два момента – с одной стороны мы видим, что уже сделано и еще предстоит сделать. Но проблема заключается в том, что в исторической и временной шкале этот план – пугающий. Даже мусульманские страны, обладая сильным внутренним желанием развивать эту отрасль, потратили на это не один десяток лет. У нас еще прошел только год. Любой эксперт – мусульманин – гражданин России, понимает, что мы не хотим тратить на это так много времени. Нам необходимо более эффективно, быстрее, энергичнее пройти этот опыт. Именно поэтому нам нужно найти в себе силы и энергию, чтобы принять такие решения, которые будут созидательны во благо развития отрасли и максимально сократят тот путь, который проделали мусульманские государства», – отметил эксперт.
Один из этих этапов – создание типовых нормативов по исламским финансовым продуктам – стандартов.
«Когда мы говорим об этом, понимаем, что за раз создать их по подобию международных организаций не получится прямо сейчас. Но начать создавать контурные большие нормативы, которые начнут в себе заключать основные ключевые правила работы, это необходимо. С годами мы надеемся, что их станет больше, область их применения будет сужаться, становиться более контурной. Но этот путь нужно начинать здесь и сейчас. Если есть банковская структура, готовая выделить средства, привлечь специалистов, банковские ассоциации, готовые объединить экспертов, вузы или группы вузов, которые готовы объединиться в рабочую группу – путь работают. Но, если долго рассуждать, кто главный, кто автор, процесс затянется, потеряется время. К итогу через год так и будем обсуждать, хотя за год можно сделать очень многое», – констатировал спикер.
Фото: Ислам-тудей
Говоря об итогах реализации пилотного проекта по интеграции принципов партнерских (исламских) финансов в экономику четырех регионов Российской Федерации, руководитель подразделения партнёрских финансов при Минэкономики Республики Татарстан Руслан Халиуллин отметил, что исламские финансы, основанные на более справедливых и ответственных принципах, способны стать основой устойчивого развития экономики России на ближайшие десятилетия и отметил, что все больше компаний хотят работать по принципу халяльной экономики.
«Всегда есть потенциал куда стремиться. Хочу, чтобы это стало модным! Чтобы создалась эта сфера, где бы мы соревновались в благом. Очень хочется, чтобы мы формировали эту культуру благотворительности. Потому что мы сейчас находимся в той точке, где ниже падать уже некуда. Призываю всех обратить на это внимание. Я лично считаю, что это билет в Рай, к которому мы должны стремиться. Результат эксперимента – это будет результат нашей совместной работы. Рынок только формируется, есть недочеты, есть вопросы к законодательству, где мы можем сейчас себя показать и в дальнейшем работать еще более эффективно», – обратился к присутствующим Руслан Халиуллин.
Фото: Ислам-тудей
Шариатский советник и аудитор (CSAA, AAOIFI), кандидат экономических наук Мадина Калимуллина отметила, что на каждом, кто выступает с критикой, лежит огромная ответственность, подчеркнивая при этом важность развития исламских финансов для всех людей.
«Исламские финансы они работают на благо всего человечества, на благо международных отношений в том числе. Здесь нужно стараться масштабно походить к работе», – заключила Калимуллина.
Мероприятие в формате круглого стола также планируется провести и на будущий, заключительный год эксперимента, где ведущие российские эксперты, а также представители банков и компаний, реализующих исламские финансовые продукты, вновь соберутся для обсуждения вопросов развития партнерских финансов на территории России. Эксперты предполагают, что эксперимент будет пролонгирован.
В Татарстане появится центр подготовки кадров в сфере исламских финансов
Фото: Ислам-тудей
Напомним, круглый стол «Партнерские финансы в современной России: теория и практика» завершил курсы повышения квалификации, которые проходили в РИИ в последние несколько дней.
Фото предоставлено пресс-службой РИИ.
Курсы для религиозных деятелей, специалистов в области исламских финансов, преподавателей были организованы при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
В ходе курсов рассматривался широкий спектр актуальных вопросов, в том числе Шариатский надзор в исламских финансовых институтах: российский и международный опыт; Особенности внедрения исламского финансового продукта «дебетовая карта»; Система шариатского надзора как составная часть исламских финансов; Анализ деятельности исламских окон в российских банках; Финансирование услуг согласно принципам шариата; Исламские финансы в Республике Татарстан: тренды и особенности; Подготовка специалистов в области партнерских финансов сообразно исламским принципам; Опыт Республики Дагестан в развитии и реализации исламских финансов и т.д.
Еще больше материалов по теме исламских финансов можно найти здесь.
Фото: Ислам-тудей
Зифа Усманова