Незаконная стоимость и другие нюансы о финансах с точки зрения ислама

Фото: Prostock-studio / Shutterstock.com.

Фото: Prostock-studio / Shutterstock.com.

Товар (маби‘) в своей основе то, что определяется определением, например, земля, книги и другие коммерческие товары.

Стоимость или цена (саман) в своей основе то, что не определяется определением, как например, монеты и банкноты.

В некоторых случаях, каждый из них становится определённым из-за внешнего фактора. Товар становится долгом, например, если выступает в роли предмета сделки в договоре авансового платежа (салам). Стоимость также может быть определена/ материализована, например, обмен автомобиля на автомобиль, одежды на продукты питания.

Если покупатель получит на руки товар в испорченной сделке (фасид) с согласия продавца, то по ханафитскому мазхабу стоимость товара будет считаться незаконной, подобно вину. Если товар переходит в собственность покупателя, он обязан отдать его стоимость, однако каждая из сторон может аннулировать сделку.

Абсолютная стоимость (саман мутлак) — дирхамы, динары и подобные им денежные единицы. Они не становятся определенными в торговых сделках в отношении права оплаты, даже если будут определены. Они определяются в отношении количества, вида и качества. Аш-Шафи‘и и Зуфар полагают, что абсолютная цена определяется определением.

Ученые единогласны в том, что долг в виде денежных средств не определяется определением. Но если их определят, то их статус, по мнению аш-Шафи‘и и Зуфара, подобен статусу товара. Ученые единогласны в том, что денежные средства становятся определенными в отношении незаконного присвоения имущества, вопросах доверенного имущества и представительства.

В каком случае купля-продажа в исламе считается недействительной?

Если кто то продаст книгу за 1000 дирхамов и определит их на месте сделки, то, согласно большинству ханафитских ученых, продавец не может требовать конкретные дирхамы, а покупатель при желании имеет право дать другие дирхамы. Нет пользы в требовании уплаты определенными денежными средствами в торговых сделках, поскольку денежный эквивалент равен определенным денежным единицам в вопросе возмещения.

Однако они определяются определением в отношении вида (дирхамы), количества (тысяча) и качества (высокого или низкого): определение этих категорий несет пользу, поэтому они и определяются.

Товар всегда будет являться предметом торговли, как и дирхамы, динары и другие денежные единицы всегда будут являться его стоимостью, несмотря на то, будут ли они обмениваться на свои подобии (договор обмена валюты) или на товар. Когда товар обменивается на деньги, то деньги всегда будут стоимостью, а товар предметом сделки. Дирхамы и динары всегда считаются стоимостью товара и не определяются определением, использовался ли предлог «за» или нет.

Фото: Matyas Rehak / Shutterstock.com.

Фото: Matyas Rehak / Shutterstock.com.

Предметы, не имеющие подобия, например, одежда, дом, недвижимость, количественные предметы, близкие по размеру, например, арбузы и плоды, — все это является предметом сделки и определяется определением.

Неправильным будет использовать в сделке иные предметы, заменяющие оговоренные, кроме как в сделке авансового платежа (салям), в котором товар является долгом, например, одежда и т.д.

Весовые товары, продаваемые объемом (макилат), например зерна, а также весовые товары, продаваемые весом (маузунат), и количественные предметы, близкие по размеру (‘ададийат мутакариба) подобно орехам и яйцам, если сопоставляются со стоимостью, то будут считаться предметом сделки. А если они сопоставляются с подобными предметами, тогда все то, что можно назвать долгом на совести человека, будет являться стоимостью. А все то, что определяется, будет предметом сделки.

Если каждый из этих видов товаров (макилат, маузунат и ‘ададийат мутакариба) будет долгом на совести человека, то все, что пришло с предлогом «за», будет стоимостью, а его противоположный предмет — товаром.

"Гражданские и финансовые правоотношения"

Социальные комментарии Cackle