Когда мы смотрим на основные принципы исламской экономики, то ясно видим, что она направлена на распространение богатства путем предотвращения монополизации. Давать закят и садаку, делать жертвоприношение-курбан и раздавать мясо – в этих заповедях проявление данного тезиса является очевидным.
Опять же, в Исламе сделаны преграды для бесконтрольного обогащения и пресекаются желания владельцев капиталов обогащаться без риска и без применения производства и труда. Таким образом, владелец капитала может лишь дать беспроцентный долг, ожидая саваб от Аллаха, или стать партнером в инвестициях с человеком, который просит денег. Это означает, что владелец капитала "кладет руку под камень", то есть прибыль и убыток в данном случае считаются общими.
Запрет на черный рынок вне зависимости от причины является решением огранивающим вмешательство в свободный рынок и пресекающим желание обогатиться воспользовавшись тяжелым положением простого народа.
Таким образом, Ислам ограничивает возможность чрезмерного обогащения обеспеченных людей и поощряет политику соблюдения баланса в обществе. Поэтому возможность введения ограничительных мер нужно рассматривать именно в данном контексте.
Особенно в следующем аяте четко выражены принципы распространения богатства в обществе:
«Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». [аль-Хашр 59:7]
В свое время Умар (р.а.) интерпретируя 41-й аят суры аль- Анфаль не раздал воинам 4/5 часть завоеванных земель, он также следуя 7-му аяту суры аль-Хашр, который прежде всего против монополизации, оставил земли в руках прежних владельцев, считая, что доход от хараджа [дань] станет источником для законных расходов государства.
Заработок определяется затраченным трудом
Одним из основных принципов Ислама является соблюдение равновесия между затраченным трудом и полученным за этот труд заработком. Поэтому искусство, торговля и партнерство никак не могу опираться на обман и эксплуатацию.
В результате этого подхода проценты в Исламе являются запретными. Кроме того, запрещены азартные игры, а доходы, полученные от таких игр, считаются недозволенными. Это также указывает на невозможность получения дохода без производства и затраты усилий. Ибо в компании, где играют в азартные игры, объем денег не увеличивается, а происходит лишь смена хозяев данных денег.
Например, играя в азартные игры в течение одного месяца, ты ничего нового не производишь, напротив, даже теряешь то имущество, которое у тебя имеется. Поэтому, естественно, что Ислам считает такие игры вредными, и относит их к запретным.
Одним из наиболее важных проблем, возникающих при рассмотрении принципа "заработок равен затраченному труду", являются проценты. Потому что запрет на проценты основан на том, что они содержат избыток, который не подкреплен затраченным трудом. Именно по этой причине необходимо обратить особое внимание на эту проблему, так как в современных экономиках процент является одним из фундаментальных экономических инструментов.
Процентами (риба), в сделке где происходит обмен товара на товар, считаются излишки у которых нет эквивалента. В долговых делах или продажах излишек без эквивалента, который вы получаете, тоже считается процентом.
Всевышний открыто и четко запретил проценты. По этой причине ни в одном из мазхабов в этом вопросе нет разногласий. Есть только разные подходы в определении того, что считать процентами. При исследовании причин по которым проценты запрещены, возникает следующая закономерность: в чистых процентах нет труда, нет производства и нет риска в реальном значении. Потому что если деньги вложены под проценты, то основная сумма находится под защитой и в тоже время она приносит прибыль.
В этом плане проценты похожи на арендную плату, которую платят за использование определенной суммы денег. Все это указывает на получение заработка без каких-либо усилий.
Можно указать на следующий вред, который несут в себе проценты:
- происходит постоянное и безрисковое обогащение ростовщика, в то время как заемщик обречен на нищету или очень маленькую прибыль;
- проценты открывают путь для получения прибыли без инвестирования;
- владельцы капиталов перестают использовать ручной труд и производство, перестают заниматься реальной торговлей;
- в результате происходит увеличение безработицы, формирование инфляции затрат - все это в конечном счете приводит к формированию общества в котором людям интересны лишь личные выгоды, а такие чувства как любовь, братство и взаимопомощь уходят на второй план.
Эта ситуация может привести к возникновению большого общественного хаоса. Потому что самые большие проблемы в истории человечества возникали из-за следующих двух идей: во-первых, идея «Ты работай, а я ем». Эту идею можно перефразировать по-другому: «Я буду зарабатывать не работая».
Во-вторых, идея «Если я сыт, то что мне от того, что другие умирают от голода». Если перефразировать по-другому: «Если я сам не нуждаюсь, другие меня не волнуют. Я никому помогать не собираюсь».
Ислам первую идею ликвидировал путем запрета процентов, а вторую путем введения и распространения закята, садаки, жертвоприношения-курбана и т.д.
Также по этой теме читайте:
Что говорил Пророк Мухаммад (мир ему) о ценообразовании?
"Черный" рынок и свободная экономика - что об этом говорил Пророк Мухаммад (мир ему)?
Бизнесмену на заметку: принципы исламского финансирования
Islam-today